Сегодня в аптеках пациентов интересует прежде всего цена на лекарства. Фото Агентство «Москва»
Есть рынок, к которому каждый из нас имеет отношение, с которым воленс-ноленс связан. Это – рынок лекарств. Без лекарств ни один современный человек не может обойтись – если не он сам, то его дети или родители. Так что же происходит на этом рынке сейчас и что будет дальше? Об этом говорили на пресс-конференции «Развитие российского рынка лекарственных средств в 2016–2017 годах».
А происходит с фармацевтическим рынком совершенно то же самое, что и со страной. Предсказать, что произойдет даже в ближайшей перспективе, трудно. Соответственно и на лекарственном рынке. «Макроэкономические факторы трудно оценивать с точки зрения их влияния на фармрынок из-за их слабой предсказуемости», – считает Николай Демидов, генеральный менеджер консалтинговой компании Quintiles IMS.
В 2016 году ВВП России сократился на 1,8%. Ожидается, что он подрастет в 2017 на 1,1%. Хорошо бы, конечно, чтобы ожидания оправдались. Пока же реальный располагаемый доход населения продолжает сокращаться.
Реальный располагаемый доход населения упал на 4% в 2015 году и продолжил падение в 2016-м (на 5% в первой половине его). Что получится в 2017 году, трудно судить. Оценки экспертов, касающиеся роста или падения российского ВВП на 2017–2018 годы, как и такого важного индикатора, как реальный располагаемый доход, расходятся.
Все это прямо сказывается на рынке лекарств. Отмечается общее снижение темпов роста во всех каналах продаж. Снижение инфляции было лишь относительно компенсировано стабилизацией потребления на розничном рынке. Оригинальные препараты потеряли лидирующие позиции, продажи их снизились. Одновременно из ассортимента аптек вымываются наиболее дешевые препараты.
Как итог реформ здравоохранения и воздействия кризиса наблюдается длительное снижение закупок лекарств для больничных нужд. В 2015–2016 годах увеличивается выпуск новых торговых марок российских производителей, дешевых и сопровождающихся активной маркетинговой кампанией. К концу 2016 года произошло некоторое восстановление розничной продажи лекарств, тогда как госпитальный рынок оставался в негативной зоне.
О новых тенденциях в поведении покупателей лекарств рассказал Олег Фельдман, управляющий директор IPSOS Healthcare – компании, специализирующейся на исследовании фармацевтического рынка. В последнем квартале 2016 года число посетителей аптек по сравнению со вторым кварталом 2015 года увеличилось. Врачи отмечают, что больные просят выписать им более дешевые препараты. О том же говорят и провизоры: покупатели спрашивают, нельзя ли купить похожее средство, но подешевле.
Стоимость стала главным фактором при выборе лекарства. Многие больные из-за неподъемной цены перешли на препараты, которые раньше не употребляли. Ищут средства подешевле в Интернете или обзванивают аптеки. Каждому третьему покупателю пришлось из-за высокой стоимости необходимого препарата приобрести более дешевый аналог. Подавляющее большинство опрошенных аптекарей говорят, что потребители просят заменить оригинальный препарат на подобный ему более дешевый (дженерик).
И вот тут - засада. Врач обязан выписывать рецепт на препарат по его международному непатентованному названию(МНН). Название оригинального лекарства или его наиболее качественного дженерика (подобия) он может написать на бумажке. Таково требование Федеральной антимонопольной службы. Если больной лежит в стационаре, ему дадут то, что там есть. Собственно, так происходит во всех странах. Разница заключается в качестве дженериков.
В развитых странах на один бренд оригинального препарата приходится 3-4 дженерика, в то время как у нас регистрируется иногда до сотни (например, снижающих давление). Подавляющее большинство - отечественные. Они дешевле, потому что субстанции для них закупаются в Китае или Индии, добавки и ингредиенты тоже удешевленные. При таком количестве торговых марок одного лекарства отследить качество и осуществлять полноценный фармнадзор невозможно. В результате у больных возникают осложнения, эффективность лечения низкая.
Получить продукцию недорогую и качественную - понятное желание и относится не только к лекарствам. Лекарства, однако, особый товар, где качество имеет главенствующее значение. Это не джинсы и не дамские сумки. Здесь речь порой идет о жизни.