Нравы фанатов, подогретых алкоголем, не стали менее буйными. Фото Reuters
Страна готовится к чемпионату мира по футболу. Частью такой подготовки стал вопрос о возрождении вытрезвителей. Шесть лет пытались обходиться без них и, как выясняется, обходились плохо. Судя по статистике, алкоголиков стало меньше. Но зато, видимо, они стали агрессивнее. Не только алкоголики – и обычные сильно «перебравшие». Среди тех, кто нападает на медиков, мчится без руля и ветрил по дорогам, виновников ДТП большинство – пьяные. Тоже статистика.
Футбольные фанаты – особая категория. Страсти кипят и на стадионах, и даже еще сильнее – за их пределами. Достаточно вспомнить погром на Манежной площади после проигрыша российской сборной по футболу на чемпионате мира по футболу в Японии. С тех пор прошло полтора десятка лет, но нравы фанатов, подогретых алкоголем, не стали менее буйными. Подтверждение – побоище между английскими, французскими и российскими болельщиками в Марселе на Евро-2016. Перспектива повторения таких событий подтолкнула к скорейшему возрождению вытрезвителей, по крайней мере в 11 городах, принимающих ЧМ-18.
Главный психиатр-нарколог Минздрава РФ Евгений Брюн считает, что новые вытрезвители должны представлять собой центры реабилитации на базе медицинских учреждений, в частности, центров наркологии, услуги которых будут оплачивать доставленные в состоянии алкогольного опьянения пациенты. Он подчеркивает, что вопрос о возрождении в Москве системы вытрезвителей встал с особой остротой именно сейчас из-за предстоящих крупных спортивных соревнований, открыть такие учреждения необходимо до лета: «В этом году Кубок конфедераций, в следующем – чемпионат мира по футболу. И вы представляете, какое количество пьяных болельщиков будет в Москве!»
Евгений Брюн считает, что вытрезвители должны быть в каждом административном районе, и описывает, как происходит «вытрезвление» сейчас: милиция находит пьяного, вызывает скорую помощь, которая доставляет его в приемный покой обычной больницы. Там он дебоширит, медперсонал вынужден на него постоянно отвлекаться. Почти все нападения на медперсонал совершают как раз пьяные.
Приветствует восстановление вытрезвителей руководитель клуба болельщиков Russia Unities Эдуард Латыпов: многие болельщики приезжают в другую страну или город на игру и могут вообще на стадионе ни разу не показаться, идут сразу в бар. Он считает, что вытрезвитель должен стать не мерой наказания, а только способом избежать беспорядков.
А вот гендиректор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз полагает, что вытрезвители вряд ли пригодятся иностранным болельщикам, приехавшим в Россию на ЧМ: почти половина иностранцев пьют в кафе или в барах. Вытрезвители – это для стран с уличной культурой потребления алкоголя, когда человек выпил, упал в сугроб, его оттуда достали и отвезли в вытрезвитель.
Какое, однако, элегантное определение – «уличная культура потребления алкоголя». Незабываемая картина, свидетельницей которой я была: пьяная до помутнения рассудка бомжиха, подняв юбку, присела облегчаться посреди Ленинского проспекта. Не вынеся этого зрелища, проходящий мимо мужчина кинулся оттаскивать ее на обочину. А это было проявление уличной культуры потребления алкоголя.
«Тема вытрезвителей обсуждается разными людьми с разной целью, – пояснил обозревателю «НГ» Олег Зыков, директор Института наркологического здоровья нации. – Некоторые хотят сделать на этом мелкий, а иногда и не мелкий бизнес, получить в аренду помещение, произносят высокие слова, преследуя чисто коммерческий интерес». Он объяснил, что вытрезвители советского типа были несостоятельны в своей основе, так как в них были смешаны две функции – медицинская и правоохранительная. Попадавшие туда граждане оказывались в замкнутом пространстве, где не могли себя защитить, и нередко пьяных грабили или насиловали.
Один из вопиющих случаев, который Зыков разбирал как член Общественной палаты РФ, произошел в Арзамасе: там милиционер зверски изнасиловал женщину. А в Томске в вытрезвителе был убит журналист МК, после чего учреждение закрыли.
Решение проблемы, по мнению Олега Зыкова, может быть таким. Если совершается противоправное действие, виновным, пьян он или нет, должны заняться сотрудники полиции и доставить его в отделение. Однако в случае, когда гражданин в подпитии ведет себя неагрессивно, за ним должна выехать специальная служба и доставить по месту жительства (аналоги существуют в разных странах, например, «Красный нос» в Канаде). Опытные специалисты такой службы на месте смогут определить, перебрал он лишнего, не рассчитав свои силы, или это хронический алкоголик. Если просто перепил, отвезти домой (приезжего – в гостиницу, где тот остановился), хронически пьющего, в более тяжелых случаях – в отделение неотложной наркологической помощи.
Службы по перемещению пьяных могут работать по принципу самоокупаемости. Таким образом государство может решить проблему, не тратя новых средств, не изыскивая новых помещений, а просто грамотно организовав уже имеющиеся ресурсы.
Кубок конфедераций и ЧМ-18 закончатся. Но «вагончик тронется, перрон останется» – пресловутая «культура уличного потребления алкоголя» никуда не денется. Так что решать проблему обезвреживания пьяных тем или иным способом придется.