Доктор Фрейре: «Профилактика старения становится сегодня все более востребованной темой». Фото предоставлено пресс-службой РУДН |
В последнее время вокруг термина «антивозрастная медицина» происходит немало спекуляций – каждый второй крем, мол, обладает anti-age (антивозрастным) действием. Многие клиники позиционируют себя как «центры антивозрастной медицины». О сущности нового направления в медицине с корреспондентом «НГ» Евгенией АЛЕКСЕЕВОЙ беседует выпускник медицинского факультета Российского университета дружбы народов (диплом с отличием), доцент кафедры семейной медицины РУДН, член Американской академии возрастной и регенеративной медицины, доктор Тиаго ФРЕЙРЕ.
– Так что же на самом деле представляет собой антивозрастная медицина, доктор Фрейре?
– Антивозрастная медицина – это относительно новое междисциплинарное направление медицинской науки и практики, основанное на принципах доказательной медицины и включающее в себя индивидуальную профилактику возрастных изменений. Это направление медицины призвано выявлять индивидуальные признаки старения и помогать пациенту с ними справиться.
Профилактика старения становится сегодня все более востребованной и обсуждаемой темой. За последние десятилетия благосостояние людей улучшилось, увеличилась продолжительность жизни, но вместе с тем появилась потребность жить не только дольше, но и качественнее.
Антивозрастная медицина занимается восстановлением наших внутренних ресурсов на разных жизненных этапах, восполнением дефицита необходимых компонентов и выведением токсических веществ. С ее помощью можно выявить потенциал клеток и тканей к регенерации, определить склонность к тем или иным заболеваниям и найти механизмы блокировки их развития. Достижения современной антивозрастной медицины дают возможность надолго сохранить свое здоровье, потенциал работы органов, энергичность и внешнюю привлекательность.
Благодаря anti-age терапии уходят постоянная усталость и бессонница, улучшается память и качество сна, повышается либидо, увеличивается работоспособность и общая активность человека, жизнь становится комфортной и радостной. Взрослеть, но не стареть – это реально!
– В каком возрасте стоит прибегать к антивозрастной медицине?
– Безусловно, чем раньше, тем лучше, ведь проще не допустить развития негативных процессов, нежели потом бросать все силы на их устранение.
Можно сказать, что стареть мы начинаем с момента рождения, в 25 лет наш организм достигает физического и функционального максимума, а к 30 годам уже возникают явные признаки увядания. Поэтому в 25 лет желательно первый раз посетить anti-age специалиста, чтобы провести полное тестирование с выявлением индивидуальных показателей нормы, оценить свой максимум физического и функционального здоровья. Это будут ваши отправные данные, от которых можно в дальнейшем отталкиваться при обследованиях и назначении лечения. Впрочем, даже если вам 50 или 60 лет, вы может с успехом прибегнуть к достижениям антивозрастной медицины и получить хорошие результаты.
На первую консультацию мы просим пациента принести максимум данных о состоянии своего здоровья, начиная с самого рождения, – это могут быть результаты проведенных ранее обследований и анализов, выписки из медицинских карт и многое другое. На этом этапе очень важно собрать детальный и полный анамнез, причем не только личный, но и семейный, так как наследственные заболевания и предрасположенность к ним могут сильно сказаться на состоянии здоровья.
Также врач подробно опрашивает пациента о его образе жизни, пищевых привычках, физической нагрузке, стрессоустойчивости и способности реагировать на нестандартные ситуации, склонности к раздражительности и плаксивости, просит оценить состояние своей памяти и зрения.
К сорока годам мы начинаем задаваться тревожными вопросами: «с чего началось мое старение: с очков? с левого колена? с памяти? Конечно же, старение, в первую очередь, начинается с кожи и фигуры. В попытках удержать молодость многие решаются на пластику лица и тела, чтобы выглядеть молодо хотя бы внешне. Но это не спасает от хронических заболеваний, инсульта, инфаркта, не предотвращает наступление старческого маразма и других «подарков» старости. Процесс старения запускается внутри, в нашем организме.
– Антивозрастная медицина всегда предполагает индивидуализированную оценку рисков развития заболеваний?
– Абсолютно! Существуют, конечно, популяционные правила, например «курить вредно, потому что из-за курения возрастает риск инсульта или рака легкого». Но при этом кто-то всю жизнь курит и не подвержен этим заболеваниям... Поэтому все зависит от индивидуальных особенностей организма.
Задача антивозрастной медицины как раз и заключается в том, чтобы выявить индивидуальные факторы риска развития возрастных изменений и предложить пациенту программу их профилактики.
– Какие методы диагностики используются в антивозрастной медицине?
– В первую очередь традиционные, клинические. Во-вторых, поскольку оценивается качество жизни, применяется ряд опросников и шкал, например, для выявления тревожно-депрессивного синдрома или общего психологического благополучия. Важное значение имеет также определение уровня гормонов и назначение заместительной гормональной терапии как у мужчин, так и женщин. Есть и специальные, достаточно дорогостоящие методы: ДНК-диагностика, измерение длины теломер (концевые участки хромосом. – «НГ»)...
– Существуют ли сегодня какие-либо лекарственные препараты, действие которых направлено непосредственно на продление жизни?
– Я сразу хочу отметить, что продление жизни как таковое невозможно. К этому выводу пришла современная геронтология, и не стоит вводить пациентов в заблуждение, обещая им продление жизни. Максимальная продолжительность жизни, максимальный предел для человека как биологического вида – 120 лет. Есть люди, их, конечно, немного, в том числе и в России, которые доживают до этого предела. А к феноменам вроде «кавказских долгожителей» нужно относиться очень осторожно, так как фактически нет документального подтверждения долголетия жителей каких-то конкретных регионов (свидетельств о рождении, записей в церковно-приходских книгах или других). Так вот, увеличить продолжительность жизни невозможно, но можно добиться активного долголетия и улучшить качество жизни. Например, в 60 лет один пациент может днями напролет лежать в постели, потому что у него тревожно-депрессивный синдром и ему не хочется жить, а другой – будет заниматься спортом, работать, путешествовать, любить и т.д.
Но какими-то лекарственными препаратами продлить активное долголетие невозможно, таблеток молодости не существует. Сегодня у многих на слуху препарат, который назначается при сахарном диабете второго типа. Он действительно может способствовать профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, то есть косвенным образом продлить активное долголетие. Но я бы предостерег врачей от необоснованного его назначения с целью увеличения продолжительности жизни. В настоящий момент не проведены исследования, которые могли бы подтвердить его антивозрастной эффект.
Поэтому, подчеркну, антивозрастная терапия предполагает комплекс лечебных и реабилитационных мер, которые разрабатываются с учетом индивидуальных данных конкретного пациента.
Здоровый образ жизни – это общемировой тренд, и надеюсь, что все больше россиян будет ему следовать. Советская концепция о том, что здоровье трудящихся – в руках государства, все же ошибочна, и от представления, что кто-то другой должен позаботиться о нашем личном здоровье, нужно уходить.
Старость приходит ко всем. Но каждый из нас, старея, желает получить от прожитых лет качество; это основное и естественное для человека ожидание!