Подросток во все века мог оказаться наедине со своей болью, а вот еще и под давлением черных психологов из Интернета – только сегодня. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
На нулевом чтении в Общественной палате (ОП) РФ обсудили законопроект сенатора Антона Белякова, который предложил дополнить УК РФ статьей о склонении к самоубийству с использованием сети Интернет. Эксперты ОП РФ признали важность законопроекта, но призвали к необходимости его доработки. Интересным оказался уже ход его обсуждения.
Нулевое чтение – это когда законопроекты до обсуждения их в Госдуме РФ оценивают эксперты-общественники. В 2016 году таких слушаний в ОП было больше 100, из них в формате нулевых чтений – 58. Еще из справки вопроса – в конце 2016 года в ОП РФ начала действовать рабочая группа по профилактике суицидов в интернет-сообществе среди подростков. В числе уже поступивших в рабочую группу ОП РФ предложений значатся инициативы по созданию в школах дополнительных ставок психологов, написанию программ повышения квалификации для уже работающих в школах психологов и инициативы по созданию специализированной психиатрической помощи в поликлиниках.
Поступивший на обсуждение в палату законопроект сенатора Антона Белякова призван изменить ст. 110 УК РФ («Доведение до самоубийства»). Автор предлагает увеличить максимальное наказание с пяти до восьми лет, в случае если жертвой стал несовершеннолетний. На те же восемь лет он предложил лишать свободы граждан за «предоставление информации, направленной на формирование привлекательного восприятия самоубийства», а также за содействие суициду «советами, указаниями, предоставлением средств и орудий».
Напомним, что сегодня статья «Доведение до самоубийства» имеет четкие квалифицирующие признаки, отличные от предлагаемых Беляковым. Например, доведение до самоубийства должно иметь в себе угрозы, систематическое унижение достоинства и т.д. В «группах смерти», о которых говорили на мероприятии в ОП, разговоры с детьми ведут иначе, убеждают, что «смерть – это выход из всех твоих проблем». То есть организаторы групп выступают в качестве этаких черных психологов, которые умеют нажимать на болевые точки подростков.
При обсуждении законопроекта участники заседания пожелали немедленно, не ожидая выхода законопроекта, наказать администраторов «групп смерти». Появились предложения о принудительной госпитализации в психиатрический стационар людей, занимающихся подобными преступлениями.
Помимо расправы с преступниками участники озаботились и профилактическими мерами для спасения молодого поколения. Общественники предложили расширить тему и заниматься не только суицидальным, но и вообще деструктивным поведением молодежи. Для концентрации усилий, по мнению общественников, нужна комплексная программа по профилактике самоубийств среди несовершеннолетних. Или как вариант – еще одно предложение от членов ОП – создать при Институте имени Сербского экспертный совет, который разработает национальную программу.
Среди профилактических мер суицидального настроения подростков прозвучали предложения блокировать доступ к деструктивным сайтам. Надо заметить, что в принципе в России существует федеральный закон об информации, который в части 15.1 рассказывает о том, при каких условиях может быть заблокирован тот или иной ресурс. Материал, признанный запрещенным, попадает в соответствующий реестр, после чего блокируется на территории Рунета. Но в социальных сетях контент быстро распространяется пользователями, и выявить распространителей из-за большого объема информации довольно сложно, так как по каждому факту нужно запускать юридический процесс. Кроме того, блокировать трудно, потому что многие серверы находятся за рубежом.
Среди других предложений прозвучало и самое популярное среди политиков – ограничить вообще вход для детей в Интернет, раз это так угрожает обществу. Что тоже показались остальным участвующим в мероприятии не выходом, потому что взять под контроль интернет-привязанности ребенка могут только его родители.
И совсем как-то мало на этот раз говорили об истоках проблемы. А они никуда не исчезли. И об этом нелишне напомнить. В подростковом возрасте случается возрастной кризис. В этот момент идет перестройка отношений ребенка с родителями, сверстниками и даже с самим собой. Близкие отношения – любые, и даже не обязательно только между отцами и детьми, – требуют особых усилий, которых людям инстинктивно (не намеренно) хочется избегать. В обществе растущего поклонения перед материальными ценностями – а об этом нам сегодня все чаще напоминают психологи – избегать этого родительского напряжения хочется еще больше. (Кроме детей столько же всего интересного в жизни!) Кстати, и довод, что сегодня много работы у родителей, поэтому заниматься детьми нет времени, не очень-то и убедителен, потому что в советское время работали даже больше, чем сегодня. То есть важно помнить и говорить о том, что сегодня изменились не только дети, но и родители тоже.
В итоге последний оплот для молодого человека, у которого не сложились отношения ни в школе, ни дома, ни в кругу сверстников – молодежная субкультура. А в безнадежных случаях – деструктивные организации или секты. Отвлечься от интересов к субкультуре подросток может в том случае, если предложить ему что-то более интересное и увлекательное, более отвечающие его потребностям. Но кружковая деятельность сегодня тоже не всегда манит подростка. Как жалуются родители и учителя, дети сегодня «ничего не хотят». Заставить их что-то делать через нежелание практически невозможно. А действовать как ранее – «через стыд и принижение ученика», – пробуждая в нем творческую активность, увы, не удается. Метод не работает. Тем не менее многие школы продолжают использовать именно такой «метод убеждения».
На сайте ОП висит лозунг, сообщающий, что за прошлый год произошло 130 случаев подросткового суицида. И все подростки состояли в группах смерти. Люди, участвующие в обсуждении темы в ОП, посчитали это чуть ли не пандемией самоубийств. И обозначили тему даже серьезней – диверсии извне, призванной уничтожить наше молодое население. А вот по наблюдениям известных суицидологов, значительного всплеска самоубийств нет. Они считают, что случается, что СМИ в течение нескольких дней активнее освещают такие трагические случаи. И это может приводить к повтору печальных событий, потому что подросткам свойственно подражание.