Фото Reuters
Всемирная организация здравоохранения объявила гепатит С бомбой замедленного действия: он годами протекает незаметно и часто выявляется, когда у больного уже цирроз или рак печени. До недавнего времени, если вирус обнаружили уже на продвинутой стадии фиброза, эффективного лечения практически не было. Но теперь произошел прорыв, и с помощью новейших методов гепатит С поддается полному излечению. Об этом с обозревателем «НГ» Адой ГОРБАЧЕВОЙ беседует главный инфекционист Министерства здравоохранения РФ, профессор Ирина ШЕСТАКОВА.
– Ирина Викторовна, какова сейчас ситуация с гепатитом С в нашей стране?
– Первая задача – вовремя поставить диагноз. Ведь большинство больных не подозревают, что инфицированы. Уже многое сделано в этом направлении: скрининг (лабораторное обследование) на гепатит С проводится всем госпитализированным в стационар, направляемым на какую-либо плановую операцию и обследование, беременным, обязательно ВИЧ-инфицированным, так как препараты для лечения ВИЧ-инфекции смогут повлиять на фармакокинетику препаратов для лечения гепатита С.
В настоящее время мы только приблизительно можем судить о распространенности вируса гепатита С. В России нет единого регистра учета таких больных. По оценочным данным референс-центра ЦНИИ эпидемиологии, хроническим гепатитом С (ХГС) страдают предположительно от 3,5 до 4,7 миллиона человек. По данным Роспотребнадзора, в 2014 году зарегистрировано 57 197 новых случаев ХГС; в 2015 году – 55 491. У 15–30% всех пациентов может развиться цирроз печени, у 5% из них – гепатоцеллюлярная карцинома. У кого-то это может произойти через 10 лет, у кого-то через 15. Все зависит от вируса, которым инфицирован пациент, и его свойств, а также от иммунного ответа организма, наличия у пациента сопутствующих заболеваний, его возраста. У людей пожилого возраста инфекция течет более агрессивно.
В России, как и в мире, использовался метод комбинирования интерфероновой терапии с другими препаратами. Но интерферон при применении высокой дозы в течение продолжительного времени дает много побочных эффектов – прежде всего на кроветворную и нервную систему. Лечение длительное, процент излечения не особенно высок. В последние четыре года произошел прорыв в лечении ХГС, появляется большое количество новых высокоэффективных препаратов с прямым противовирусным действием: наступила новая безинтерфероновая эра в лечении ХГС, позволяющая излечиться до 97% пациентов.
В России есть возможность лечить самыми современными препаратами. После того как происходит их регистрация в Европе и Америке, через полгода-год они регистрируются у нас.
– И все больные гепатитом С получают такие средства?
– К сожалению, нет. Современные лекарства очень дорогие. Хотя, надо признать, у нас они стоят дешевле, чем в Европе. Фармацевтические фирмы готовы идти навстречу, давая большие скидки. Постоянно идет работа по согласованию закупочной цены. Если препараты включают в список жизненно важных, то цену на них фиксируют в рублях. Но даже при сниженной стоимости государство не может обеспечить всех больных современным лечением. В рамках ОМС могут получать лечение дети, инвалиды. ВИЧ-инфицированные получают лечение в рамках национального проекта. Это прописано в нормативных документах Минздрава.
– С ВИЧ-инфекцией у нас положение неблагоприятное?
– Да, это актуальная проблема, и количество новых случаев неуклонно растет. Более чем у 50% пациентов заражение произошло парентеральным путем, а для гепатита С характерен парентеральный путь заражения. Если же гепатит С накладывается на ВИЧ-инфекцию, то период формирования цирроза печени или карциномы короче, чем у моноинфицированных вирусом гепатита С. В настоящее время одна из ведущих причин смерти ВИЧ-инфицированных, кроме туберкулеза, декомпенсация цирроза печени, который развился в исходе ХГС.
Больные ХГС, которые не входят в эти три категории или не попадают в какую-то льготную программу, получают современные лекарства либо за счет целевых средств регионального бюджета, либо за собственный счет. Даже при цене около 750 тысяч рублей на курс лечения не так много людей, которые смогут заплатить такие деньги. А в Интернете огромное количество сайтов, где предлагаются не зарегистрированные в России препараты для лечения ХГС по цене в десятки раз ниже, препараты преимущественно с китайского и индийского рынков. Что входит в их состав, неизвестно, в России они не зарегистрированы, и применение их противозаконно, если они ввезены не для личного пользования или без официального разрешения Минздрава России на ввоз на территорию РФ незарегистрированных лекарственных средств для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям.
Сколько инсинуаций в СМИ и на страницах интернет-ресурсов, наносящих прямой ущерб пациентам безапелляционностью утверждения об обязательном снижении качества медицинской помощи больным, особенно с тяжелыми заболеваниями, если запретить использование не зарегистрированных в России лекарственных препаратов! По-человечески пациентов понять можно: болеть и умирать никому не хочется, надеются, что дешевые незарегистрированные препараты помогут, и не осознают риска осложнения.
– И какой же выход? Ведь больные, не попадающие в льготную категорию, работоспособного возраста, и для государства, казалось бы, должны представлять особый интерес.
– К сожалению, именно трудоспособные люди, которых можно вылечить, попадают под удар. Мы невольно подталкиваем их к использованию незарегистрированных препаратов. В настоящее время пришло понимание, что гепатит С не просто социально значимое заболевание, его теперь можно вылечить и ликвидировать эту инфекцию.
Нужно наращивать усилия в области лечения и профилактики вирусных гепатитов, привлекая все секторы системы здравоохранения, органов власти и общества в целом, улучшить показатели доступа, востребованности и охвата эффективными и приемлемыми услугами, в том числе лечебно-диагностическими, упрочить национальную приверженность в отношении адекватного финансирования и предоставления помощи.
Необходима разработка федеральной программы или стратегии борьбы с вирусными гепатитами, аналогичной Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в РФ на период до 2020 года и дальнейшей перспективы. Только комплексный подход к проблеме вирусных гепатитов в России и использование действительно эффективных мер борьбы с ними позволит оптимально планировать ресурсы, сократить социально-экономическое бремя вирусных гепатитов, сохранить здоровье и жизнь наших граждан.