Пока число посещений поликлиники не ограничивается. Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Взволновавшее общество предложение Минфина еще больше оптимизировать медицину, ограничив число бесплатных посещений пациентами участкового врача, вызовов скорой и бесплатной госпитализации, правительство не обсуждает, успокоила вице-премьер Ольга Голодец. Но осадок остался: дыма без огня не бывает.
Уже давно не новость: кризис, денег на всех не хватает. И тоже не новость – всегда при финансовых затруднениях отбирали у здравоохранения. Да и без финансовых затруднений тоже денежками не баловали. Хочет население лечиться – пусть само за лечение платит.
Беда в том, что уже обрезали здравоохранение, как говорится, по самое «не могу». Врачей сократили, больницы закрыли. На все – квоты. Казалось бы, уже нечего отнимать. Министерство финансов, однако, придумало: пусть чуть что не бегают в поликлинику к участковому врачу, восемь раз в год – и хватит. Если больше – за плату. И скорую вызывать четыре раза в год достаточно. Хотите больше – платите и вызывайте хоть каждый день. Называется все это конкретизацией программы государственных гарантий.
В Конституции Российской Федерации есть, если кто еще помнит, 41-я статья: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». Эту статью отменить, как бы ни хотелось, очень трудно – Конституция все-таки. Ее и не отменяют, просто предлагают «конкретизировать»: гражданин имеет право на бесплатную поликлиническую медицинскую помощь восемь раз, на скорую – четыре, на госпитализацию – два раза в год.
В Фонде обязательного медицинского страхования (ОМС) нет денег. Вот подведомственный Минфину Научно-исследовательский финансовый институт и подготовил 11 предложений по экономии за счет ограничения медпомощи. Они позволят отчекрыжить у здравоохранения 350 млрд руб., что составляет 27% общих затрат на программу ОМС в 2014 году. То есть, если население хочет лечиться хотя бы на уровне прошлого года, пусть выкладывает 350 млрд из собственных карманов.
Причина для придумывания подобных «конкретизаций» конституционных гарантий и лимитов на посещение врача, вызов скорой и госпитализацию веская: по словам руководителя Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбековой, в текущем году из всех трех «кошельков», из которых финансируется отечественное здравоохранение (федеральный и региональный бюджеты, Фонд ОМС), расходы на бесплатную медпомощь в сопоставимых ценах (с учетом инфляции и девальвации рубля) снизились на 15% по сравнению с прошлым годом, а в 2016 году – на 20%. По данным Минэкономразвития, в 2015 году реальные доходы населения сократились на 4%, а реальная заработная плата – на 8%. «В этих условиях предлагать подобные меры просто недопустимо», – считает Гузель Улумбекова.
При всем при том с посещением врача в поликлинике и вызовом скорой ситуация нередко абсурдная. Население наше еще с советских времен делится на тех, кто у врачей не показывается годами, пока не прижмет ставшая уже трудноизлечимой болезнь, и тех, кто вызывает врача при каждом чихе и то и дело звонит в скорую. Выйдя на пенсию и располагая свободным временем, такие любители начинают ходить в поликлинику как на работу. Соответственно вызывают скорую, где их уже узнают по голосу.
«Везде в мире скорая только отвозит пациента в больницу, ее функции – обеспечение дыхания, давления, обезболивание, иммобилизация, даже диагноз не устанавливает, там работают парамедики, – подчеркнул в беседе с обозревателем «НГ» профессор Павел Воробьев, заместитель председателя Формулярного комитета РАН. – Но в нашей стране, где разрушена служба первичной медицинской помощи, надежда только на скорую. Скорая – это затратная медицина. Однако, если она у нас станет недоступной, конечно, будет меньше госпитализации, но больше смерти».
Что касается посещения врача в поликлинике, то, по мнению профессора Воробьева, возможно введение схемы софинансирования, когда больные хроническими заболеваниями (например, диабетом, астмой, гипертонией), инвалиды и малоимущие ничего не платят, остальные доплачивают какую-то сумму, которая включает и оплату лекарств. Такой подход требует четкого законодательного регламентирования, чего пока нет и в помине. Появившиеся в прессе предложения ограничения бесплатной медицинской помощи Павел Воробьев считает вбросами деятелей от финансового блока, не имеющими представления, что и как делать в здравоохранении и медицине, чтобы это не привело к росту смертности.
Сокращение бесплатной медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования не в планах Министерства здравоохранения РФ, сообщил официальный представитель ведомства Олег Салагай. Беспокойство, несмотря на заверения Минздрава и вице-премьера Ольги Голодец, однако, не проходит. Ограничение медпомощи не в планах Минздрава, но, возможно, в планах Минфина, имеющего рычаги влияния на правительство. Тем более если что (а уменьшение доступности медицинской помощи, очень может быть, приведет к росту смертности), ответственность ляжет не на Минфин (их-то еще и похвалят за экономию бюджетных денег), а на Минздрав.