Формально такие изделия не считаются сигаретами и не подпадают под запретительное законодательство многих стран. Фото Reuters
Долгое время курение не считалось вредным. Скорее наоборот. Доктора когда-то даже советовали некоторым пациентам курить. Потом выяснилось, что курить – здоровью вредить, что капля никотина убивает лошадь и т.д. Еще позже установили, что главный злодей – вовсе не никотин, что в сигаретах содержится много других вредностей: ароматические смолы и даже тяжелые металлы.
Но к этому времени курение, можно сказать, вошло в быт. Вроде все знают, как это вредно, но продолжают. Однако многолетняя борьба с табаком дала результаты: приняты антитабачные законы, запрещено дымить в общественных местах, сигареты не продают подросткам. Но курильщики никуда не делись, и курить им по-прежнему хочется, хотя и здоровье сохранить тоже. И тут пришла радость – придумали электронные сигареты.
Электронная сигарета – устройство, в котором стоит нагревательный элемент и распыляется никотин. Как и сигары, и кальяны, электронные сигареты работают по одному принципу: жидкость, содержащая никотин, постепенно нагревается, и пользователь вдыхает ее пары. Этот процесс называется «вэйпингом». Сегодня в продаже доступны устройства с регулятором концентрации никотина. По утверждениям производителей, электронная сигарета позволяет контролировать как физическую (картриджи с разным содержанием никотина), так и психологическую (воспроизведение ритуала курения) зависимость.
Однако департамент США по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными препаратами (FDA) пришел к выводу, что электронные сигареты наносят вред здоровью не меньше обычных. Оказалось, что устройства, созданные как угрожающая здоровью альтернатива курению сигарет, работающие на принципах ультразвукового распыления никотина и на основе генератора холодного пара, содержат опасные токсины.
В соответствии с отчетом FDA 2014 года в рамках лабораторных исследований 19 видов электронных сигарет от разных производителей было выявлено высокое содержание в дыме различных химикатов, в том числе таких, как диэтиленгликоль, входящий в состав антифриза, и нитросамин, приводящий к возникновению рака. Кроме того, экспертиза доказала наличие примеси никотина даже в составе наполнителя тех устройств, где, по заверениям производителей, его нет.
В последние десятилетия электронные сигареты приобретают все большую популярность. Их курят даже подростки, которые никогда не интересовались сигаретами с табаком. Как следует из недавно проведенного исследования, результаты которого опубликованы в журнале Американской медицинской ассоциации, молодежь, начавшая пользоваться электронными сигаретами, чаще переходит на употребление продукции с содержанием табака.
Группа исследователей под руководством Адама Левенталя опросила более 2 тыс. школьников Лос-Анджелеса, которым исполнилось 14 лет. Никто из них не курил табачную продукцию и лишь некоторые уже попробовали вэйпинг. Подростков опросили второй раз через полгода, когда большая часть из них перешла в 10-й класс. И оказалось, что попробовавшие электронные сигареты в четыре раза чаще начинали курить обыкновенные. По мнению Левенталя, употребление так называемой электронной курительной продукции может привести к появлению нового поколения курильщиков табака.
Как показал последний опрос общественного мнения в США, большинство американцев убеждены, что FDA должно регулировать продажу электронных сигарет, так же как и обыкновенных табачных изделий.
«Совершенно правильная позиция, – так прокомментировал это сообщение обозревателю «НГ» академик РАН Геннадий Онищенко. – Во-первых, это циничный маркетинговый ход. Формально такие изделия не считаются сигаретами и не подпадают под запретительное законодательство многих стран. Пользуясь юридической казуистикой и ложным представлением о безопасности электронных сигарет, их производители вовлекают людей в табакокурение, прежде всего молодежь».
Надо ужесточать законодательство, считает Геннадий Онищенко. Это касается и нашей страны: «К сожалению, у нас есть такая национальная особенность: вся энергия уходит на разработку и принятие законов, а после этого практически утрачивается внимание к ним. В отличие от многих стран, где принятие законов – лишь начало работы, у нас, как правило, это является концом. Такое инфантильное представление, что принятый закон может выполняться сам по себе, не потребует дополнительных усилий. Все, что касается электронных сигарет, на мой взгляд, должно подпадать под действие тех же законов, что и табакокурение».