Срок годности продуктов – самое главное, что интересует россиян на этикетках. Фото Reuters
На всех продуктах, продающихся в магазинах, обязательно должна быть написана информация о них, об их составе и свойствах, само собой, о дате изготовления и сроке годности. Насколько эта информация достоверна, другой вопрос, но покупатели, во всяком случае, подавляющее большинство, ее смотрят, то, что удается прочитать.
Исследовательский центр «Здоровое питание» провел общероссийский опрос жителей как мегаполисов и областных центров, так и сельского населения, в результате которого выяснилось, что 70% беспокоятся о качестве продуктов питания и обращают внимание на информацию о них на этикетках. Наибольшее внимание привлекает срок годности – за ним следят почти 90%, за датой изготовления следят 63%, за ингредиентами продукта – тоже 63%. Более трети покупателей обращают внимание на объем и вес, чуть менее трети – на страну-изготовителя, торговую марку и соответствие ГОСТу. Энергетической и пищевой ценности продукта уделяют внимание более 10% опрошенных. И всего 6% интересуются содержанием микро- и макроэлементов.
Женщины читают маркировку намного чаще, чем мужчины, 79 и 58% соответственно. Другими словами, почти половина российских мужчин вообще не интересуются данными, обозначенными на продуктах питания. Самое важное для мужчин – срок годности. Из читающих маркировку на него обращают внимание почти все (87%). А вот пищевая ценность и содержание полезных элементов в продуктах мужчинам не важны, только 6% смотрят на эти данные, тогда как женщин – 13%.
Среди респондентов, не читающих этикетки, 27% объясняют, что просто не в состоянии различить, что там написано: шрифт мелкий, нечитаемый, большинство же просто не считают эту информацию важной. Треть не доверяет написанному на этикетке, по их мнению, данные недостоверные.
В соответствии с современными рекомендациями по питанию следует ограничить потребление соли, сахара, а также насыщенных жиров и трансжиров, так как при ежедневном повышенном потреблении они приводят к ожирению и заболеваниям сердечно-сосудистой системы.
В западных странах внимательно читать маркировку продуктов привыкли давно. Все больше людей хотели бы делать это и у нас, но попробуй прочитать даже в очках. Не лупу же с собой носить. Давно пора изменить маркировку, для начала сделав шрифт ее удобочитаемым. Однако этого мало, считает профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Олег Медведев. Современные люди не склонны к чтению и сложному подсчету, поэтому в мире становится все более популярна цветная графическая маркировка – «Светофор». Она разработана по принципу всем понятного светофора: красный – стой, уровень этого элемента повышен, желтый – задумайся, зеленый – продукт можно покупать, ничего не опасаясь.
В исследовании Центра питания респондентам было предложено высказаться об упаковке с маркировкой по системе «Светофор». Ответили, что обратили бы на нее внимание более 70%. Это в два раза больше, чем обращающих внимание на существующую маркировку, которую только 35% замечали, а 25% ответили, что никогда ее не видели. Подавляющее большинство опрошенных сочли ее удобной, а более половины хотят, чтобы государство обязало производителей наносить ее на упаковку.
Маркировка «Светофор» позволит с первого взгляда оценить полезность продукта, на нее вынесены те элементы, повышенное потребление которых может принести значительный вред здоровью. Красный цвет сам по себе привлечет внимание тех, кто обычно не склонен внимательно читать информацию о составе того, что покупает.
«Важно не только контролировать срок годности продуктов, дату изготовления и вес упаковки. Важно, чтобы население начало внимательнее относиться к их питательной ценности, избегать повышенного содержания насыщенных жиров и обходить стороной трансжиры. В настоящее время сделать это сложно: таких данных просто нет на этикетке. Сейчас нужно быть почти детективом, чтобы отличить полезный, питательный продукт от того, что может нанести вред организму. Именно внимательный подход к питанию станет эффективной мерой профилактики основных заболеваний и позволит изменить ситуацию с высокой смертностью в России», – подчеркивает профессор Медведев.