Дизайн и цвет таблеток, оказывается, важен для больных. Фото Reuters
Недовольство системой здравоохранения, наверно, естественная черта. Ведь подсознательно человек хочет всегда быть здоровым, но не получается, и он винит в этом систему здравоохранения. Так везде, в том числе в Германии, здравоохранение которой ставят в пример другим странам. Но сами немцы своим здравоохранением недовольны.
Как пишет Deutsche Welle, по жалобам на здоровье жители ФРГ, наверно, чемпионы мира. К врачам немец в среднем обращается в среднем 17 раз в год. Это вовсе не значит, что здоровье у них хуже, чем у жителей других стран. Не случайно продолжительность жизни в Германии одна из самых высоких в мире. Немецкая система здравоохранения и медицинского страхования очень дорогая. Ее постоянно критикуют и пытаются реформировать, но в результате ничего не меняется.
Взносы в кассу медицинского страхования платят пополам работающий и его работодатель. Несовершеннолетние (даже до 25-летнего возраста, если не работают и не учатся) застрахованы с родителями бесплатно. Медицинская страховка, как правило, не оплачивает пластические операции (лишь в редких случаях, когда они необходимы по медицинским показаниям).
Больная тема – гонорары врачей. Они очень различаются. Больше всего зарабатывают стоматологи. Самым богатым медиком страны считается Бернд Шоттдорф, владелец сети диагностических кабинетов и лабораторий, специализирующихся на различных видах медицинских анализов. На анализах крови, мочи и кала он заработал почти полмиллиарда евро. Прокуратура города Аугсбурга завела на него уголовное дело. Шоттдорфа обвиняют в том, что часть анализов, которые делали его лаборатории, была в принципе не нужна, и больничным кассам, которые оплачивали их, нанесен серьезный ущерб. Но доказать это очень трудно, и следствие тянется уже несколько лет.
Такие заработки – редкий случай, да и то, как видим, может плохо кончиться. Практикующим врачам в Германии приходится очень много работать. Например, ортопед из Тауфкирхена Райнхард Шнайдерман оперирует каждую неделю до 100 пациентов со смещениями позвоночного диска и другими патологиями позвоночного столба.
Немцы с удовольствием лечатся. В аптеках Германии продается около 60 тыс. различных лекарств. Специалисты считают, что только 1,5 тыс. из них действительно необходимы.
Этой проблеме посвятила специальное приложение одна из крупнейших газет страны – Sueddeutsche Zeitung, назвав его «Брошюрой о здоровье».
Одна из статей в «Брошюре о здоровье» посвящена таблеткам, точнее – их дизайну. Оказывается, в крупных фармацевтических концернах есть специалисты, которые этим занимаются. В немецких аптеках продается около 4 тыс. видов таблеток. Самая маленькая – меньше 4,5 мм в диаметре, самая крупная (капсула для укрепления иммунитета после трансплантации внутренних органов) – размером больше 2,5 см. Большинство таблеток круглые или овальные (такие легче глотать), но попадаются в виде сердечек или цветочков. Они самого разного цвета, но больше всего белых: белые таблетки дешевле всего производить.
Каким именно должен быть цвет, который дают различные пищевые красители, определяется чаще всего психологическими предпочтениями пациентов. Исследования показали, что красные таблетки привлекательнее для сердечников и пациентов с высоким давлением, голубые – для тех, кто нуждается в успокоительном, природные лекарственные средства охотнее покупают, если они зеленого цвета.
Как всегда, есть исключения. Например, виагра голубого цвета, однако, это как известно, вовсе не успокоительное лекарство, а даже совсем наоборот. Но это, как уверяет в Sueddeutsche Zeitung один из ведущих немецких специалистов в области фармацевтики Зигфрид Тром, чистая случайность. Просто у фирмы был, наверное, в избытке именно такой пищевой краситель. Как бы там ни было, но от биологически активных компонентов цвет таблетки никак не зависит.
Еще один важный аспект – название лекарства. Фирмы вкладывают в это большие деньги. Существуют специальные агентства, которые ищут, точнее, сочиняют названия лекарств.
Названия должны быть понятны во всех странах Европейского союза, должны быть короткими, достаточно легко запоминающимися, естественно, оригинальными и привлекательными для потребителей. Как рассказывает Sueddeutsche Zeitung, привлекательнее их делают, например, буквы Z и X (икс) в названии. Исследования показали, что люди подсознательно ассоциируют их с научно-техническим прогрессом.
Вовсе не случайно, что в названии каждого пятого лекарства, получившего допуск на немецкий рынок в последние 30 лет, есть буквы Z или X.
У нас же почему-то любят давать лекарствам «говорящие» названия, доведенные до примитивизма. Видимо, учитывают, что большинство российских жителей занимаются самолечением, и им так понятнее.
А вообще, как говорится, нам бы ваши заботы, немецкие пациенты.