От несчастий никто не застрахован – а вот страховщики так не считают. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Добровольное медицинское страхование (ДМС) развивается в России плохо. Дело это дорогое, для большинства населения не по карману. Да и страховые организации предпочитают работать не с физическими лицами, а с корпоративными клиентами – так выгоднее и надежнее.
В нынешнем году ситуация осложнилась. Исследовательский центр портала Superjob с 23 марта по 1 апреля 2015 года проводил социологический опрос менеджеров по персоналу и других представителей кадровых служб тысячи предприятий и организаций, ответственных за подбор работников. Им задавали вопрос, включает ли компенсационный пакет компании в 2015 году добровольное медицинское страхование (ДМС), и если включает, то как изменились затраты на ДМС в 2015 году: выросли, сократились или не изменились по сравнению с 2014 годом. Вот что выяснилось.
Большинство компаний (62%) в 2015 году не оплачивают своим работникам добровольное медицинское страхование. Многие из них, впрочем, и не включали ДМС в состав компенсационного пакета. Некоторые компании из-за экономических трудностей отказались от предоставления сотрудникам полиса ДМС – на это в нынешнем году не хватает бюджета.
В 14% компаний затраты на ДМС в 2015 году не изменились, потому что договор ДМС заключен с 01.08.14 по 01.08.15. Как будет дальше, неизвестно. ДМС заключается только для сотрудников, возраст которых 45 лет и старше.
Среди компаний, у которых ДМС был включен в компенсационный пакет, 9% менеджеров по персоналу (среди всех опрошенных 2%) отмечают сокращение затрат на ДМС в 2015 году. Расходы уменьшились в компаниях, где произошло сокращение числа сотрудников. Некоторым работодателям удалось заключить более выгодный договор. Часть предприятий заключили договор на меньший объем услуг (чаще всего убирали из страховки стоматологию).
Superjob приводит мнение исполнительного вице-президента группы «Ренессанс страхование» Натальи Карповой: «Расходы на ДМС в основном были снижены небольшими компаниями. Крупный и средний бизнес в отдельных случаях оптимизировал свои программы страхования за счет сокращения выбора лечебных учреждений, отказа в страховании родственников сотрудников, исключения некоторых дорогостоящих, но не жизненно важных опций».
Почти у четверти компаний, у которых ДМС входит в компенсационный пакет (5% среди всех опрошенных компаний), затраты на ДМС в 2015 году увеличились. Отмечают ежегодное увеличение стоимости примерно на 10–12%. Происходит это по большей части из-за удорожания медицинских услуг. Стоимость полиса увеличивается, набор составляющих остается тот же. Рост затрат из-за расширения списка оказываемых в рамках ДМС услуг крайне редко встречается в нынешнем году.
Уменьшают список поликлиник и набор услуг, входящих в ДМС, иногда до минимума. Сокращают количество застрахованных сотрудников, убирают из страховки стоматологию. Вводят обязательную франшизу – 20% от стоимости услуг.
Страховщики, со своей стороны, естественно, предпринимают усилия, чтобы удержать клиентов от полного или частичного отказа от страхования. Проводят аудит существующего страхового покрытия, предлагая его оптимизацию без существенного ущерба для клиентов, предлагают новые профилактические программы. Но это ведь бизнес, без дохода он работать не может.
По мнению экспертов, добровольное медицинское страхование в том виде, в котором оно существует сейчас, не имеет будущего. Когда эта система зарождалась, она была рассчитана на то, что ею будут пользоваться самые обычные люди, так называемые физические лица, а не только корпоративные клиенты. Прошло четверть века. Купить полис ДМС по карману немногим. К тому же ДМС не покрывает лечение самых тяжелых заболеваний: врожденных и наследственных, хронических, онкологических. Но даже если страховку оплачивает работодатель, в серьезных случаях пациенты предпочитают найти через знакомых хорошего врача и заплатить непосредственно ему.