В экстренных случаях все же первая инстанция – скорая помощь, а не лечащий врач. Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Как и многие врачи, я даю свой мобильный телефон пациентам. Возможно, я не прав, но я даю его решительно всем, включая сумасшедших, скандалистов, непрофильных, смертельно больных, вообще здоровых. Иногда этим можно не только упростить жизнь оперированному, но и предотвратить очень серьезную беду со случайным консультированным человеком (знаю как минимум три таких случая).
К сожалению, отечественная медицина обросла большим количеством формальностей, целесообразность которых трудно понять и пациенту, и специалисту. Направления, талоны, некоторые учреждения, обороняющиеся от больного даже на уровне поста охраны, регистратуры, где не берут трубку, – все это производит отрицательное влияние на пациента. Медицина в его глазах выглядит неприступным замком.
В то же время, как мне кажется, для врача нет ничего проще, чем дать свой мобильный телефон, спасти и без того больного человека от обивания порогов и утомительных поисков нужного контакта. Особенно это актуально в тех областях медицины, где пациент не может самостоятельно передвигаться, число специалистов невелико, а позднее обращение к врачу может стоить здоровья или жизни.
Исходя из таких соображений, я и даю номер своего мобильного. В некоторые дни, включая телефон после долгой операции, обнаруживаю 40–50 неотвеченных вызовов. Пусть пациенты звонят, если врач не возражает, но пусть они придерживаются при этом некоторых правил.
Прежде всего следует помнить, что доктор не обязан сообщать номер своего мобильного телефона. Поступая так, он идет вам навстречу. Уважайте его право на свободное время.
Предпочтительно звонить врачу в течение его рабочего дня (если врач не указывает какие-то определенные часы).
Не надо звонить ночью и в выходные дни. Исключение составляют экстренные случаи (я лично разрешаю в таких ситуациях звонить когда угодно). Однако в экстренных случаях все же первая инстанция – скорая помощь, а не лечащий врач. Роды, кровь хлещет изо рта, развивается кома, лихорадка Эбола – не надо ждать, пока врач проснется, позвоните по «03», вызовите скорую.
Дозвонившись до своего врача, быстро и правильно объясните, кто вы такой. Имейте в виду: у врача тысячи больных, он вас может не помнить. «Я у вас была с болью в ноге, в зеленой кофте, Марина» – неправильное объяснение. «Николай Иванов, вы меня оперировали в 2013 году, экстрамедуллярная опухоль, сразу после вашей поездки в Таиланд, я музыкант» – правильное объяснение. По возможности сами договоритесь с доктором, как он будет вас опознавать, по каким ассоциациям.
Далее – быстро сформулируйте проблему. Не жалуйтесь абстрактно, а задавайте конкретные вопросы. В момент разговора хирург может быть по локоть в другом пациенте, а телефон у уха держит медсестра.
Если требуется встреча, а конкретных вопросов нет, вообще не задавайте вопросов, скажите, что нужна консультация, и уточните дату и время ее проведения.
Если не дозвонились, звонок сброшен, доктор не отвечает, не надо перезванивать ему 100 раз подряд. Напишите смс с обозначением проблемы и просьбой перезвонить или временем, когда перезвоните сами.
Не надо, когда звонит врач, говорить: «Я сам перезвоню, не тратьте деньги» и бросать трубку. Время хирурга обычно стоит дороже абонентской платы.
Если доктор вам не перезванивает, не стоит обвинять его в бессердечии. Он может делать три операции в день, болеть, находиться в отпуске или командировке, хоронить близких, наконец, просто умереть. Попробуйте найти с ним другой канал связи.
Если проблему можно решить без участия врача, не надо ему звонить на мобильный.