Причину возникновения артрита у мышей нашли, а вот с человеком – все сложней. Так что пока артрит неизлечим. Фото Reuters
Причины возникновения некоторых тяжелых хронических заболеваний неизвестны. К ним относится и ревматоидный артрит – болезнь, которая может привести к полной инвалидности.
Начинается она, казалось бы, с пустяка. Ни с того ни с сего вдруг, например, начинает болеть палец на руке. Потом опухает сустав. Надежды на то, что пройдет, не оправдываются. Наоборот, воспаление распространяется на другие пальцы, другие суставы, и вот – руки совершенно изуродованы, пальцы потеряли подвижность. Дальше – больше.
Методы лечения ревматоидного артрита разрабатывают все новые и все более эффективные, но излечить его совсем не удается. Не могут найти и причину развития болезни.
Ревматоидный артрит – это так называемое аутоиммунное заболевание. То есть иммунная система организма вдруг начинает воспринимать собственные ткани организма как чужеродные и вступает с ними в борьбу. Почему так происходит – неизвестно. Известно лишь, что определенную роль тут играет наследственная компонента. Но механизм реализации этой генетической предрасположенности и другие факторы, способствующие развитию болезни, остаются загадкой.
Ученые продолжают их искать и кое-что нашли. Американские исследователи обнаружили у больных с ревматическими изменениями суставов определенные изменения и в пищеварительном тракте: доминирование в микрофлоре кишечника бактерии Prevotella copri, пишет Deutsche Welle. Руководитель исследования Дэн Литтман, профессор молекулярной иммунологии Нью-Йоркского университета, рассказывает, что в опытах на мышах его сотрудники видели, что определенный штамм бактерий вызывал у животных развитие артрита, и решили проверить, как с этим обстоит дело у человека. У больных артритом они обнаружили значительный рост популяции превотеллы. Однако у мышей артрит вызывала не превотелла, а другие бактерии.
Почему у пациентов, страдающих ревматоидным артритом, в микрофлоре кишечника доминирует превотелла, выяснить не удалось. Превотелла может являться и первопричиной артрита у людей, а может просто способствовать его развитию, говорит профессор Литтман. Нельзя исключить и такой вариант: превотелла размножается потому, что артрит подавляет рост конкурентных микроорганизмов. То, что ученые наблюдали до сих пор, свидетельствует всего лишь о наличии корреляции между заболеванием артритом и составом микрофлоры. Но это вполне определенная и отчетливая корреляция.
По мнению профессора Литтмана, наличие такой корреляции может быть использовано как своего рода маркер, указывающий на повышенный риск развития болезни: если у человека с генетической предрасположенностью к артриту доля превотелл в видовом составе кишечной микрофлоры существенно увеличена, есть основание встревожиться.
Известно, что у мышей, генетически предрасположенных к артриту, определенные симбиотические бактерии могут спровоцировать начало болезни. Что касается человека, то уже давно высказывается гипотеза о роли окружающей среды как одного из факторов риска. Исследования группы сотрудников Литтмана указывают на то, что влияние окружающей среды может проявляться, например, в форме изменений видового состава кишечной микрофлоры.
Обнаруженная нью-йоркскими учеными корреляция может оказаться полезной не только для ранней диагностики артрита, но и для его терапии. В частности, профессор Литтман придает большое значение выбору правильной диеты для пациентов: ведь диета влияет на состав кишечной микрофлоры, а значит, и на течение болезни: «В литературе можно встретить массу невероятных историй о том, как питание или прием антибиотиков повлияли на течение ревматоидного артрита. Вот только доказать такие взаимосвязи строго научно до сих пор, к сожалению, не удавалось. Теперь я сам получил уйму писем от людей, страдающих артритом, которые утверждают, что изменение диеты весьма заметно отразилось на их состоянии и на ходе болезни. Возможно, мы нашли этому феномену объяснение».
Но какая именно диета нужна больному артритом, никто толком не знает.
Установлено, что существует взаимосвязь между питанием, кишечной микрофлорой и иммунной системой, а значит, и аутоиммунными заболеваниями. Правда, эта взаимосвязь изучена пока недостаточно, для того чтобы давать конкретные лечебные рекомендации.
Примечательно, что кишечные бактерии воздействуют на определенные иммунные клетки сугубо локально, в пищеварительном тракте, но потом эти клетки проявляют себя в других органах и тканях, вызывая там, в частности, воспалительные реакции. Известно, например, что у мышей рассеянный склероз – другое распространенное аутоиммунное заболевание – подвержен влиянию бактерий. То есть тут имеют место системные эффекты, вызванные иммунными реакциями в пищеварительном тракте.
Наблюдения нью-йоркских ученых касаются самых ранних стадий развития артрита. Теперь они намерены проводить исследования у пациентов «со стажем», проследить за тем, как у них изменяется состав кишечной микрофлоры по мере развития ревматоидного артрита – болезни, которая пока, несмотря на применение самых современных средств, излечению не поддается.