Порой бывает мучительно трудно вспомнить что-то самое важное. Фото Людмилы Михэеску
Память страдает при самых разных поражениях мозга, поэтому ученые ищут новые пути решения подобных проблем. Известно, что один из главных симптомов болезни Альцгеймера – нарушение памяти. Недавно ученые сообщили о втором случае уникальной забывчивости, на этот раз с испанцем, который в 70 лет заболел вирусным энцефалитом, после чего практически полностью потерял память, причем не мог вспомнить названия обиходных предметов. Первым пациентом с такими симптомами стал Генри Молейсон, которому удалили внутренние отделы височных долей, чтобы избавить его от мучительных приступов эпилепсии. У Молейсона отсутствовала даже кратковременная память, поэтому он воспринимал человека, с которым говорил всего лишь пять минут назад, за незнакомца.Методом лечения могла бы стать клеточная терапия, для чего необходимы нервные стволовые клетки, которые «сидят» глубоко в мозге. Гораздо более доступными являются клетки костного мозга, с помощью которых лечат рак крови и лучевую болезнь. С год назад сотрудники Эдинбургского университета со своими коллегами из Политехнического университета итальянской Анконы предложили нацеленно стимулировать стволовые клетки мыши с помощью белкового фактора подавления лейкемии (LIF – Leukemia Inhibitory Factor), нацеливаемого с помощью антител. Подход оказался плодотворным, и им воспользовались в Исследовательском институте калифорнийской Ла-Джоллы. Журнал PNAS опубликовал статью ученых, которые просканировали сотни тысяч антител и в конечном итоге остановились на том, которое стимулирует прямое «преобразование» клеток костного мозга непосредственно в нервные клетки. Точнее, речь идет об их предшественниках, которые требуют дальнейшего направления на путь развития разных нейронов, но это уже довольно отработанная технология.
Журнал Nature Immunology рассказал о работе австралийских и новозеландских исследователей, которые нашли особые клетки в коже человека, локализующиеся в непосредственной близости от волос, выходящих на поверхность, которые растут благодаря активности особых стволовых клеток, образующих муфты у волосяных фолликулов (мешочков). А в Институте стволово-клеточных технологий Гейдельбергского университета обнаружили два протеиновых маркера раковых метастазов, один из которых хорошо знаком ученым, изучающим молекулярные механизмы стимуляции стволовых клеток (в Гейдельберге имели дело со стволовыми раковыми). Еще одна группа японских ученых опубликовала статью в J. of Clinical Investigations, в которой описала эксперименты на макаках, питающихся крабами.
Обезьян использовали в качестве модели болезни Паркинсона у человека, для купирования которой им переносили нейроны, синтезирующие допамин, который необходим для поддержания жизнеспособности нервных клеток. Состояние животных существенно улучшилось, а позитронн-эмиссионный томограф (ПЭТ) показал присутствие большого количества белкового транспортера допамина. Транспортный протеин необходим для обратного всасывания (re-uptake) этого важного вещества, дефицит которого в мозге приводит к паркинсонизму. Известно, что стимулирующее действие кокаина связано с тем, что наркотик блокирует работу транспортера.
Но все это пока не выходит за пределы лабораторий, а врачам нужно лечить людей уже сегодня. С этой целью Андрей Леонов, работающий вместе с Сергеем Рязановым в Геттингене, синтезировал бензодиоксол-бромофенил-пиразол, который его коллеги назвали по имени автора – AnLe (AnLe = Андрей Леонов). Редчайший случай, когда лекарство названо по имени его создателя, да к тому же иностранца. И уж совсем уникальным это событие делает тот факт, что новое лекарство названо в честь нашего соотечественника.
Препарат, созданный Леоновым с коллегами, благотворно действует на мозг, блокируя накопление агрегатов нейротоксичного белка синуклеина и тем самым защищая нейроны, синтезирующие столь необходимый мозгу допамин. Препарат может оказаться полезным и при лечении других нейродегенеративных заболеваний, например тех же прионных, вызываемых аномальным мозговым протеином (болезнь Крейцфельдта–Якоба, спонгиоформной энцефалопатии – болезни бешеных коров).