0
6422
Газета Здоровье Интернет-версия

24.07.2013 00:01:00

Лекарства: свои или хорошие?

Павел Воробьев

Об авторе: Павел Андреевич Воробьев – профессор, заместитель председателя Формулярного комитета РАМН.

Тэги: медицина, техника, лекарства


медицина, техника, лекарства Такие бинты есть только в России, в мире уже давно нашли им достойную замену. Фото Reuteurs

К 2020 году по призыву власти до 90% медицинских изделий должно производиться в России. Каким образом это сделать? Развивать промышленность, в том числе и медицинскую, трудно. Но производятся же отечественные автомашины. Другой вопрос – какие. В советские времена, однако, покупали, да еще в очереди стояли. Надо просто создать условия, чтобы покупали.
В недрах Министерства промышленности и торговли родился замечательный документ, развивающий традиции отечественной репрессивной экономики. Название длинное и нечитаемое. Смысл такой: запретить распространение медицинской техники, изделий медицинского назначения, не произведенных на территории России, Белоруссии или Казахстана. Черным по белому. Вот и все. И будет процветать отечественный производитель. Называется это действо «локализация производства».
Аналогично нагибали фармацевтические компании: завозите порошок или таблетки россыпью, запаковывайте их тут – станете нашими. Отечественными, родными. Многие компании так уже сделали или делают. Чиновникам, принимающим подобные эпохальные решения, невдомек, что расфасовка таблеток по большому счету может выполняться на коленке и в условиях кухни малогабаритной квартиры. Ведь требований по качественной производственной практике (GMP) у нас как не было, так и нет.
Что касается медицинских изделий, готов уже список видов изделий. Например, вид называется «бинты». Их в России производят предостаточно. Однако постепенно наши, доморощенные, вытесняются западными. Запретить импортные – ничего не останется. А как пользоваться нашими, родными бинтами, расползающимися при наложении повязки, оставляющими в ранах гниющие нитки; бинтами, берущими начало в щипании корпии и прикладывании к ране сфагнума. Как и раньше, будут часами медсестры накручивать тампоны и ватные шарики из рулона марли и пачки ваты, складывать их в биксы и отправлять на стерилизацию. Зато сколько рабочих мест создадим…
В мире таких бинтов, шариков нет. Там аккуратные салфетки, прошитые, иногда с пропиткой, для операций – с рентгеноконтрастной ниткой, чтобы найти, если забыл хирург ее в ране. Так случается не только в России, но отечественную салфетку, оставленную в ране, обнаруживает уже патологоанатом.
Все больше становится нетканых медицинских изделий с наполнителями, меняющими, к примеру, кислотность в ране, что препятствует росту в ней микробов. Но перенести подобное производство в нашу страну почти невозможно. Не только технологически, но и экономически.
Производители платят огромные налоги – от 40% и более от оборота. Этот показатель – один из самых высоких в мире. Да еще сложная, запутанная система налогообложения, позволяющая, как показывает практика, любого руководителя предприятия отправить за решетку. И тут уже неважно, отечественное предприятие или нет: перед нашими «понятиями» все равны. Зарплаты, ожидания из-за высокого «уровня жизни» тоже немаленькие, нанять тут работников задешево, чтобы снизить издержки, уже нельзя. Велика и коррупционная рента. Ожидать в таких условиях массового переноса в страну производства не приходится.
Кроме всего, производство современного оборудования – процесс непростой. Приборы – не автомобили, их на конвейер не поставишь. Тысячи комплектующих, всякие платы, мелкие пластиковые детальки насосов, вентиляторов, излучатели, датчики, электроды и т.д. Тут же – массивные литые или фрезерованные конструкции станин, столов, податчиков, корпуса. Зачастую сборка современного прибора идет не на производстве, а прямо на том месте, где прибор будет работать.
Что тут можно локализовать? Ведь речь о рентгенологическом и ультразвуковом оборудовании, об оснащении операционных и т.д.
Авторы проекта постановления правительства абсолютно незнакомы с ситуацией. А она – запущенная. В стране нет закона об изделиях медицинского назначения, нет классификатора таких изделий, не ведется реестр изделий, разрешенных к применению. Да и само разрешение носит чисто формальный и слегка коррупционноемкий характер, как показали недавние задержания чиновников, отвечавших за этот процесс. В стране нет профессиональной оценки медицинских технологий, для которых и применяются медицинские изделия. По сути – абсолютный хаос. И что характерно: опять никто из чиновников не подумал про больных, для которых и выпускается вся эта техника. Главная задача – поддержать промышленность. Но еще никому не удавалось запретами и ограничениями создать стабильно работающее хозяйство. Рабский труд приносит лишь краткосрочные дивиденды и низкорентабелен. Даже в условиях тоталитарного режима.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
1166
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1438
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1307
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1280

Другие новости