Для многих пациентов гемодиализ – это единственный способ сохранить жизнь.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Человек с пересаженным органом живет с оглядкой. После трансплантации больные продолжают находиться под наблюдением врачей, желательно – одних и тех же. Здесь все очень важно - и медики, и лекарства, и окружающая обстановка. Тревог у таких больных много. И вот – появилась еще одна, о которой они написали открытое письмо, а также обратились за поддержкой в «Независимую газету».
Организация нефрологических и трансплантированных пациентов «Право на жизнь» чрезвычайно обеспокоена закрытием Московского центра трансплантации почки в 7-й городской клинической больнице. Как водится, официально центр этот не закрывают, а присоединяют к Институту скорой помощи им. Склифосовского. Слияние и поглощение. Но для больных с пересаженной почкой или ожидающих пересадки – это вопрос жизни. Они опасаются, что присоединение Центра трансплантации 7-й ГКБ к Институту им. Склифосовского усложнит условия их лечения, увеличит очередь на трансплантацию и сроки ее ожидания.
Письмо отчаянное: «…совершенно непонятно, что движет теми людьми, которые закрывают уже существующий долгие годы и успешно работающий Центр трансплантации, тем самым лишая возможности значительного числа пациентов получить квалифицированную медицинскую помощь. Среди нас есть немало пациентов, которым операция была проведена в Центре трансплантации ГКБ № 7. Учитывая, что там есть отделение хронического гемодиализа и проводится перитонеальный диализ, многие больные, получающие диализное лечение в этом Центре, доверяют только своим врачам, под наблюдением которых они находятся уже долгое время в связи с терминальной стадией хронической почечной недостаточности, и становятся в лист ожидания именно сюда. Многие больные с трансплантированной почкой хотели бы и в дальнейшем наблюдаться здесь. Для многих из нас пересадка почки – это единственная надежда на нормальную жизнь. При увеличении так называемой очереди на пересадку не все смогут дожить до того момента, когда ее им смогут выполнить».
Мы обратились в Департамент здравоохранения с просьбой ответить, действительно ли московские власти собираются закрыть Центр трансплантации почки 7-й ГКБ, и в случае реальности этих планов объяснить, какими соображениями руководствуются. Из ответа департамента: «…хирургическая активность центра не связана непосредственно с операциями по трансплантации почки, значительный объем хирургических вмешательств приходится на формирование сосудистых доступов для проведения процедур гемодиализа. В НИИ СП им. Н.В. Склифосовского функционирует отделение трансплантации почки на 30 коек. Количество проводимых как в ГКБ № 7, так и в НИИ СП им. Н.В.Склифосовского операций по пересадке почек ограничивается в первую очередь наличием донорских почек. Мощности НИИ СП им. Н.В.Склифосовского позволяют полностью обеспечить, при достаточном количестве трансплантатов, жителей Москвы указанным видом медицинской помощи».
Получается, что Центр трансплантации 7-й ГКБ вроде бы лишний. И операции там производятся не те. Но ведь выполняемые там удаление собственных почек и трансплантата, реконструктивные операции после трансплантации, эндоскопические вмешательства при лимфатических кистах в области трансплантата и прочее – все это связано с трансплантацией, ее ожиданием или последствиями.
А вот сколько произведено трансплантаций: в 2008 году – 59, в 2009 году – 81, в 2010 году – 85. Цифры – из постановления правительства Москвы от 07.04.2011 года «О программе модернизации здравоохранения города Москвы на 2011–2012 годы». В том же постановлении отмечено как достижение, что с 2007 года трансплантации осуществляются и в НИИ им. Склифосовского. Для сравнения: в Центре трансплантации 7-й ГКБ – с 1995 года. Можно представить, какой опыт там наработан.
В заключении ответа, полученного редакцией из Департамента здравоохранения, сказано: «В настоящее время решение о переводе отделения трансплантации почки из ГКБ № 7 в НИИ СП им. Н.В.Склифосовского не принято. Данный вопрос может быть рассмотрен только после всестороннего изучения профильными специалистами с обоснованием его целесообразности».
Мы попытались выяснить, что думают по поводу закрытия центра специалисты.
Главный трансплантолог Минздрава РФ, директор ФНЦ трансплантологии и искусственных органов им. Шумакова Сергей Готье сказал, что задавал вопрос о Центре трансплантации 7-й ГКБ руководителям московского Департамента здравоохранения – они считают, что присоединение его к Институту им. Склифосовского удобней и выгодней. И продолжил: «Если они считают, что Институт им. Склифосовского может полностью взять на себя трансплантационную помощь в Москве, давайте посмотрим, как они справятся. Если число трансплантаций на следующий год снизится, значит, они не правы, и этот вопрос надо решать по-другому».
По-другому – открывать Центр трансплантации снова? Не хочется повторять: ломать – не строить. Кстати, год назад Сергей Готье в интервью порталу «Православие и мир» привел примерные статистические данные: в стране требуется примерно 6–7 тыс. трансплантаций почки ежегодно, а производится всего 1 тыс. И добавил, что за время, когда он главный трансплантолог, примерно 15 учреждений, где производится трансплантация, открылось.
Многие специалисты, к которым мы обратились за комментариями, не хотели обсуждать вопрос о Центре трансплантации 7-й ГКБ, складывалось впечатление, что чего-то опасались. Прямо ответил только руководитель общества «Медицина и образование», нефролог и специалист по гемодиализу Валерий Шило. Отметив, что в Центре трансплантации обычным москвичам бесплатно и в разумные сроки производили пересадку почки, а кроме того, выполняли сложные операции, позволяющие дожить до пересадки, он заявил: «Какими бы соображениями ни руководствовались авторы идеи закрытия центра, это ошибочное решение, наносящее вред московскому здравоохранению и здоровью москвичей».
В ответе из Департамента здравоохранения Москвы говорилось, что решение еще не принято. А в это время руководителю Центра трансплантации пришло распоряжение передать штатное расписание в Институт им. Склифосовского. Хотя, казалось бы, что стоило дождаться открытия Всероссийского съезда трансплантологов – 5 октября – и все обсудить там с самыми лучшими экспертами.
Один из специалистов объяснил, что история с закрытием Московского центра трансплантации – просто конфликт интересов. И опять: самые главные интересы – интересы больных – ни при чем.