Реальность сельской медицины иногда просто угнетает.
Фото Александра Фомина/PhotoXPress.ru
Свой отпуск я провел в автопробеге «За справедливое здравоохранение» по маршруту Москва–Магадан. В первой же посещенной медицинской организации столкнулся с темой «путинского миллиона». Речь о том, что, если врач не старше 35 лет приезжает работать на село, ему платят миллион рублей. И местные власти должны ему предоставить жилье. Такую инициативу обнародовал Владимир Путин, тогда премьер-министр, на межрегиональной конференции партии «Единая Россия» в Северо-Западном федеральном округе во время предвыборной кампании. Казалось – здорово. Пироговское движение предлагало это в начале 2011 года, а уже осенью дело пошло.
В документах Минздрава есть отсылка к распоряжению правительства РФ от 22 декабря 2011 года № 2329-р, но само распоряжение не содержит ничего про выплаты миллиона. Деньги идут из Фонда ОМС, а постановления по их освоению делает каждый регион сам.
Странная ситуация. Фонд ОМС не является государственной структурой, его бюджет утверждается отдельным законом Госдумой. А сам бюджет формируют работодатели, сдавая туда долю от заработной платы.
С 2011 года бюджет фонда увеличился без малого в два раза: существенно повысилась ставка налога. Власть стала в тупик перед огромной денежной массой: неясно, как ее освоить без глубоких потрясений системы здравоохранения. Придумали объявить некую «программу модернизации» и направить туда лишние деньги. Десятки миллиардов перенаправили на покраску стен и покупку оборудования.
Неосвоенные можно пустить на любой проект, они как бы выделены законом. Так и произошло: в расплывчатое понятие «модернизация» вставили новый пункт. Концов нет: никто официально никому ничего не обещал, все делают вроде сами регионы.
Поскольку письменного распоряжения в виде постановления правительства нет, лишь устное «пожелание» и невнятное «распоряжение», можно ждать разборок с местными министрами на предмет нецелевого расходования денег. Как было с томографами.
В отдаленных медицинских организациях Сибири и Дальнего Востока я слышал только плохое про это решение: обманывают, требуют деньги вложить в жилье – это одна сторона медали. А вот другая: из Абакана четыре десятка молодых врачей рванули на село в 10 км от города. За миллионом. Жить останутся в Абакане. И из многочисленных поселков городского типа тоже народ медицинский рвет когти. Чтобы получить миллион, надо переехать из деревни в деревню. Не остановишь. Получается кадровая эрозия. Похожее уже было лет шесть назад, когда в рамках национального проекта «Здоровье» дали по 10 тыс. зарплаты участковым врачам, забыв про всех остальных. Специалисты в поликлиниках массово исчезли.
Премьер сказал – миллион врачам, которые едут на село. Никто не стал объяснять, что села бывают административно разные, постановление не выпустили. Против власти не пойдешь, даже если это высказано в виде пожелания.
Есть приличные райцентры типа Шушенского, вполне благополучные. Есть – совсем умирающие типа Усть-Нера в Якутии: новая программа полностью блокировала приток туда кадров вплоть до закрытия профильных отделений (кардиологии, неврологии), а там, глядишь, и больницы, если так пойдет и дальше. Те, кому миллион не полагается, от досады увольняются.
Вот ситуация: единственный хирург района увольняется... чтобы уйти в отпуск и поехать лечиться, так как из-за болей в спине уже не может стоять у операционного стола. А юный «миллионер»-анестезиолог смотрит виновато: ему не будет работы без хирурга.
Подобных примеров много. Врач надрывается, чтобы получить 40 тыс. (с северным коэффициентом в два раза), надо отдежурить 12 суток и каждый день быть на работе. Много раз слышал площадную брань в адрес руководства отраслью, раньше такого не было, как-то терпели.
Еще одна нелепица: администрация кричит, что фельдшерско-акушерские пункты – наше все, но ни сестрам, ни фельдшерам не предложили ни миллиона, ни полмиллиона. А они нужнее врача в деревнях и селах. И почему, если поедет в деревню врач 36–45–50 лет, ему не заплатить миллион? Возрастная дискриминация? Вот откуда озлобление: люди отпахали девяностые-нулевые, им показали фигу, а молодым дают миллион, для деревни деньги огромные, несусветные.
Откровенно говоря, в деревне не врачи нужны, а максимум фельдшера. На самом деле давно пора развивать службу парамедиков, само- и взаимопомощь, закупать санитарные вертолеты для экстренной помощи и эвакуации. Как во всех цивилизованных странах. Мы ведь с них пример хотим брать, а там врач – штучный товар, дорогой, он не в каждой деревне есть. Тем более в отдаленных поселках. В общем, как обычно: латали в одном месте, лопнуло в другом.
Из сентябрьского отчета Минздрава: на 1 августа 2012 года Пермский край выполнил задание на 230% (вместо 40 врачей приехали на село 92), Ростовская область – на 243% (вместо 35 врачей 85), Калмыкия – даже на 371% (вместо 31 врача 115). А вот в Магаданскую область и в Чукотский АО никто не соблазнился поехать, даже за миллион. Иногда сразу по приезде уходят в декретный отпуск, несколько лет по уходу за ребенком – одно удовольствие. А если придется по каким-то форс-мажорным обстоятельствам покинуть село досрочно? Как вернуть деньги, если условия договора нарушены? Что-то в эпопее с миллионом недодумано.