Дешевые лекарства зачастую опасны для здоровья.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)
Совет Федерации одобрил принятые Госдумой поправки к закону о закупках лекарств, по которым государственным медицинским организациям запрещается закупать препараты по торговым наименованиям. В конкурсной документации должно указываться только международное непатентованное название (МНН) или химическое наименование. Это, по объяснениям законодателей, будет способствовать развитию конкуренции на фармацевтическом рынке, откроет доступ к участию в тендерах большого количества поставщиков, что снизит цену закупаемой продукции. И, как ожидается, сократит возможности для коррупции.
В последний пункт, однако, верится слабо: здравоохранение – жирный пирог, миллиардные состояния на нем делаются. В первых же двух пунктах неприятно поражает, что речь идет о создании условий для конкуренции в отношении цены лекарств, но не упоминается об их качестве. Может быть, те, кто принимает подобные законы, не задумались о качестве лекарств, которые таким образом будут закупаться, потому что это их не коснется: они и их семьи не лечатся в учреждениях «для населения», они даже чаще всего вообще стараются не пользоваться услугами российского здравоохранения.
Лекарства от тяжелых заболеваний, лекарства, спасающие жизнь и притом производящиеся в отечестве, – достойнейшая цель. Очень трудно достижимая. Требует не только светлых голов (они как раз есть и нередко принимают участие в создании таких средств, однако не на родине, а за рубежом), но и больших капиталовложений в исследовательскую деятельность. Может быть, так и произойдет в прекрасном будущем, пока же перспектива не просматривается.
Болеть и лечиться приходится не в прекрасном будущем, а в суровом настоящем. И в этом настоящем ситуация выглядит так: государственная больница получает победившие в тендере самые дешевые препараты. Спрашивать, почему производитель продает их так дешево, – бестактное и даже вредительское любопытство. Огромная же экономия для бюджета. Иногда до 95%.
«Невозможно сохранить качество лекарства, оставив 5–15% от цены оригинального препарата. Аукцион выигрывает фирма, которая предложила самую низкую стоимость. Такая система закупки плохо сказывается на больных, потому что некачественные препараты только ухудшают здоровье пациентов, а лечебное учреждение другого лекарства предоставить не может», – говорил по этому поводу главный онколог Москвы профессор Анатолий Махсон, недобрым словом поминая 94-й федеральный закон. Закон критиковали многие ведущие медики, и была надежда на его изменение. Как выяснилось, напрасно надеялись.
Санитарные органы через СМИ регулярно призывают не покупать в сомнительных палатках и на рынках съестное по дешевке. Жулики продают недоброкачественные и просроченные продукты. Бедные семьи и нищие пенсионеры все равно покупают – куда деваться. А здесь получается, что закупает по дешевке сомнительные лекарства само государство. И ведь опять для бедных. Для тех, кто лечится в обычных лечебных учреждениях, для льготников.
«За «фирменный» препарат отвечает фирма своим именем. А заменитель с таким же МНН производится в подвале условным Ваней Пупкиным из субстанции, которую он купил в бочке у перекупщиков. До недавнего времени субстанции контролировались госорганами. Теперь их привозит кто хочет и откуда хочет. И кто угодно делает якобы эквивалентные «фирменным» лекарства», – объясняет профессор Василий Власов, президент Общества специалистов доказательной медицины.
В цивилизованных странах не может любой человек начать выпускать лекарства, а государственная система не допустит присутствия на рынке 40 вариантов препарата, как бывает у нас. Там из всех дженериков обоснованно выбирают несколько, в которых можно не сомневаться. «Нам предстоит лечиться таблетками, которые неведомые «отечественные» производители предложат по минимальной цене. А больницы будут обязаны купить именно самое дешевое», – с горечью добавляет профессор Власов.
Непоправимый ущерб малоэффективные или низкокачественные лекарства могут нанести больным тяжелыми заболеваниями – онкологическими, сердечно-сосудистыми. «Закупка медицинского оборудования и медикаментов – это приоритетное направление национальной безопасности, – сказал обозревателю «НГ» главный кардиолог Москвы академик РАМН Юрий Бузиашвили. – Как нельзя экономить на собственном здоровье, так нельзя экономить на здоровье нации. Дешевые закупки дорого обходятся. Затраты на закупки надо соотносить с числом излеченных больных».
Поправки к закону о госзакупках лекарств бурно обсуждаются на медицинских форумах. Понятно: если лечение не помогает, обвиняют в этом врача. А врач в больнице обычно говорит больному, что все препараты есть. Так его обязывают говорить: лечение в больнице бесплатное. Препараты там, может, и есть, вопрос – какие. Посоветовать больному купить эффективные средства – риск нарваться на крупные неприятности. Больной может, во-первых, заподозрить, что врач хочет на нем нажиться, во-вторых, купить эти лекарства, а потом представить счет через суд.
Пожалуй, последнее и справедливо, если бы можно было предъявить счет не врачу и не больнице, а тем, кто принимал и утверждал эти поправки.