Будущему малышу полезно слушать пение именно мамы.
Фото PhotoXPress.ru
Обучать пению в перинатальном периоде – такое придет в голову не каждому. Однако автору этого метода удалось перебороть не только косность собственных чиновников, но и стать известным за пределами РФ. С заведующим отделением пре- и перинатального здоровья детей НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения РАМН Михаилом ЛАЗАРЕВЫМ беседует обозреватель «НГ» Наталья САВИЦКАЯ.
– Михаил Львович, скажу, что, наверное, многим мысль, что плод можно обучать пению, кажется фантастической.
– Конечно, ведь еще некоторое время назад, согласно социалистической концепции Льва Выготского, считали, что «эмбрион не обладает психическими свойствами». Хотя еще древнегреческий философ Аристотель говорил, что у плода могут быть ощущения. А в средневековой Европе некоторые верили даже в то, что плод может обладать идеями. Все сенсорные системы плода начинают функционировать задолго до рождения. Его нервная система способна перерабатывать акустическую информацию внешней среды, а также проприоцептивную, вестибулярную и тактильную информацию, которую она получает в результате обратной сенсорной связи от движений, ограниченных стенками матки. Только, я бы сказал, не обучать плод пению, а обучать плод через пение мамы.
– И речевая активность ребенка проявляется толчками в животе у матери┘
– Мнения многих исследователей сходятся в том, что плод чувствителен к прикосновению и вибрации и уже с 14 недель беременности может слышать. Могу привести ставший уже хрестоматийным пример, когда ребенок отреагировал на голос птички, которая села на живот беременной матери и чирикнула. Доктор Рене Ван де Карр утверждает, что особенно чувствителен плод к тоническим оттенкам материнского голоса, которые несут ему информацию о ее эмоциональном состоянии. Я ввел понятие «индекс когносомности», то есть слитности когнитивных и соматических процессов. У голоса беременной женщины он самый высокий. Никто больше такого влияния на ребенка оказывать не будет. Уже есть исследования, которые подтверждают, что ребенок реагирует на пение матери и даже открывает рот, демонстрируя врожденный рефлекс подражания. Все это привело меня к мысли о создании метода обучения ребенка музыке еще в перинатальном периоде.
– Ребенок в перинатальном периоде должен слышать какую-то особенную музыку?
– Классическая музыка, конечно, полезна для пренатального ребенка. Только не надо хорошую идею доводить до абсурда, перегружая ребенка. И кроме классики, он должен слушать еще и музыку, специально написанную для него.
– Сегодня все родители спешат нагрузить малыша чуть ли не с детского сада английским языком, ранним приучением к азбуке и т.д. Откуда-то возникают странные теории и предубеждения. Такие, например, что к полутора годам закрывается способность ребенка к музыке...
– Дело в том, что ребенок музыкант и художник раньше, чем говорун. Если к трем годам эти способности ничем не подкрепляются, позже приходится обучать ребенка заново. Сегодня, например, уже доказано учеными из Гарварда, что к году закрывается абсолютная способность ребенка к любому языку.
– Вы говорите, что обучать – чем раньше, тем лучше. Вот сейчас новое веяние – приучать к компьютеру с детского сада. И опять вопрос – не опасно ли?
– Скорость получения информации через компьютер несомненно привлекает к нему всех. Диву даешься, как двухлетний ребенок может запомнить код доступа к компьютеру. А он точно знает, на какие кнопочки нажимать. Компьютер дает ребенку новое качество – мгновенно получать информацию без посредничества взрослого. Поэтому несомненно, что дети будут пребывать в социальных сетях. Хотим мы этого или нет. Вопрос, как нам не потерять при этом тело. Если ничего не менять в школьном образовании и прибавить к этому еще и компьютер, то ребенок, поступивший в школу, через 10 лет просто «обязан» будет выйти оттуда больным.
– А пение чем спасает?
– Песенные программы способны оказывать регулирующее действие на сенсорные системы организма и кардиореспираторные процессы. Эти программы были названы кардиосенсорными. Песня оказывает воздействие на левое (смысл) и правое (образ) полушария, вызывает определенное эмоциональное состояние, влияет на функцию внешнего дыхания ребенка. Кстати, я изначально задумывал мой метод как способ лечения бронхиальной астмы у детей. Музыка появилась в связи с тем, что у меня два образования – музыкальное и медицинское. Идею использовать музыку, чтобы ребенок родился здоровым, в свое время поддержал мой учитель, профессор Нарциссов. Мой метод появился в 1983 году и был назван «Сонатал» (музыка рождения).
– А если мама петь не умеет?
– Для будущего малыша очень важно, чтобы пела именно мама (даже фальшиво поющая). Голос мамы – это смена окисления, вибрация всего тела, мягкий диафрагмальный массаж, изменение скорости кровотока, гормональное воздействие... Причем все это происходит одномоментно. Даже музыка Моцарта здесь уступает музыке материнского голоса по глубине психофизиологического воздействия.
- Мне сказали, вы писали письмо оперной диве Анне Нетребко? Так все-таки важно, какой голос слушать малышу?
- Я обращался к ней. Дело в том, что мамам нужен образец. И голос Анны Нетребко наиболее близок к нему. В мире рождается новая культура – музыка материнства и детства. Поп-звезды для этого дела мало подходят.
– Чем «сонатальные» дети отличаются от обычных? Вы мониторите ситуацию?
– Пытаемся. Очень уж много сегодня таких малышей. В Набережных Челнах, например, с 1995 года родилось уже более 30 тысяч «сонатальных» детей. Все они родились физиологически и эмоционально более зрелыми и опережают сегодня сверстников по всем психическим и психомоторным реакциям.
– За вами будущее?
– Наверное. Я разработал теорию эволюционного адаптоза – сворачивания адаптивных механизмов человека в процессе его эволюции. С развитием технологий, «облегчающих и упрощающих человеку» жизнь, всем придется думать над тем, что делать с телом. Человечеству срочно нужно переходить на технологии образования, которые я называю когносомными – повышающими соматические резервы организма в процессе образовательной деятельности.