Вероника Скворцова: «Наибольшая свобода выбора возможна на уровне первичной медико-санитарной помощи».
Фото PhotoXPress.ru
В ближайшую пятницу, 8 июля, Госдума рассмотрит во втором чтении проект закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Накануне этого заседания заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Вероника СКВОРЦОВА ответила на вопросы обозревателя «НГ» Ады ГОРБАЧЕВОЙ.
– Вероника Игоревна, основой законопроекта «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» объявлены права пациента. Каким образом они будут реализоваться? В частности, право на выбор врача, например, в случае, если пациент живет в одном конце мегаполиса (или в соседней области), а врач работает в другом? Должен ли врач ездить туда на вызов?
– Законопроектом закрепляется «управляемый» выбор врача и медицинской организации, то есть выбор, который не снижает требуемого качества медицинской помощи, включая и своевременность ее оказания. Ясно, что наибольшая свобода выбора возможна на уровне первичной медико-санитарной помощи, направленной на профилактику и лечение наиболее распространенных заболеваний, максимально близко к месту жительства или к месту работы гражданина.
Наша страна отличается от европейских стран или Японии, не те расстояния, и много других особенностей. Территориальный принцип оказания первичной помощи необходим, он позволяет приблизить помощь к человеку и при необходимости оказывать ее дома. Если выбранное учреждение находится более чем в 40 минутах пути от места жительства пациента, он должен согласиться, что помощь на дому этим учреждением ему оказываться не будет. Важно отметить, что при заболевании, требующем неотложной помощи, ее обязана предоставить любая находящаяся рядом поликлиника. Таким образом, территориальный принцип в организации медицинской помощи может не совпадать с территориально-административным делением.
Когда требуется экстренная специализированная помощь (при инфаркте миокарда, инсульте, сложной комбинированной травме и других состояниях), больного должны везти не в тот стационар, который находится рядом с домом, а туда, где есть специальное оборудование и оснащение, особый технологический подход. Для этого создаются межмуниципальные отделения или центры. Эта система была апробирована в 2008 году в рамках сосудистой программы и уже внедрена в 38 регионах. В результате госпитальная летальность при острой сосудистой патологии снизилась в несколько раз – в ряде регионов с 70–90 до 15–16 %. К 2013 году второй, межмуниципальный, уровень системы оказания медицинской помощи должен быть выстроен во всей стране.
Что касается плановой специализированной помощи, она может быть разной степени сложности. Есть уникальные методики, которые используются лишь в нескольких федеральных центрах; есть достаточно сложные, но которые выполняются в областных, краевых больницах; есть такие, которые широко внедрены в практику всех профильных отделений. Свобода выбора ограничивается кругом учреждений, оказывающих необходимое вмешательство.
– Человек страдает хронической болезнью, нефрологической, например, или пульмонологической, живет в другой области и хочет лечиться в московской больнице. Как это сделать?
– Сначала рекомендуется выбрать любую из медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по необходимому профилю и участвующих в реализации программы государственных гарантий, в том регионе, где человек проживает или работает. В случае если необходимая помощь не может быть оказана в своем регионе в силу каких-то причин, человек должен быть направлен в специализированное медицинское учреждение другого региона, обладающее необходимыми возможностями. Это может быть и московское учреждение.
– Но московские больницы переполнены. Да и в поликлиниках к специалистам приходится записываться за месяц.
– Это сейчас. Как только заработает новый закон, ситуация изменится. Внедрение информатизации в здравоохранение сделает систему записи во все учреждения абсолютно прозрачной. Можно будет записаться по Интернету или по телефону, после чего получить номер и следить за движением своей очереди. Если окажется, что ждать лечения придется долго, необходимо сделать выбор: обратиться в другое медицинское учреждение, где очередь меньше, или дать письменное согласие на длительное ожидание лечения в этой клинике.
– Допустим, пациент решил лечиться в Институте неврологии. Сколько ему придется ждать – полтора года?
– Здесь ситуация совсем другая. Институт неврологии – это одно из федеральных учреждений, основное назначение которых – работать по государственному заданию, оказывая эксклюзивную высокотехнологичную медицинскую помощь. Если есть показания именно к такой помощи, больной ее получит и полтора года ждать не придется.
– Значит, квоты останутся?
– В 2015 году высокотехнологичная помощь в нынешнем понятии должна войти полностью в систему обязательного медицинского страхования как один из видов специализированной медицинской помощи, каким она и является. В условиях недофинансирования здравоохранения дорогостоящая помощь была выделена из специализированной помощи и защищена прямым федеральным финансированием. Формирование специального государственного задания позволило гарантировать гражданам оказание высокотехнологичных видов помощи и установить некую очередность для нуждающихся в ней. Благодаря этому сейчас потребность населения в дорогостоящей медицинской помощи покрывается более чем на 80% (в 2006 году – только на 20%).
– Включено ли в квоту на лечение в федеральном центре также и обследование (компьютерная, магнитно-резонансная томография, например) или больной должен сам оплатить это и где он будет находиться во время обследования – в клинике или где сумеет устроиться?
– Направление на высокотехнологичное лечение выдается после того, как поставлен диагноз и с помощью дополнительных методов обследования определено, что больной нуждается в высокотехнологичной помощи. То есть он уже обследован. В клинике, куда он поступил, проводятся обследования не для подтверждения диагноза, а для уточнения тактики лечения. Если в центре, куда направлен больной, требуют, чтобы он оплатил обследование, это нарушение даже не положений нового закона, а нынешней нормативной базы.
– С 2007 года Минздравсоцразвития не утвердило ни одного стандарта лечения. Разработанные медико-экономические стандарты носят рекомендательный характер...
– В последние два года создано новое поколение стандартов медицинской помощи, которые составляли 7 тысяч ведущих специалистов-экспертов из всех 83 регионов. С одной стороны, стандарты определяют планку качества медицинской помощи, с другой – являются государственным чеком на оплату всего, что в них вошло. Те стандарты, которые составлялись в начале 2000-х годов, носили рекомендательный характер, не имели единой структуры и уже содержательно устарели.
В 2009 году, на основе медицинской статистики, мы составили перечень всех болезней, которые обусловливают более 90% заболеваемости российского населения. Из 33 тысяч известных нозологических форм это лишь около 400 заболеваний; 10% заболеваемости обусловлены редкими формами. Коллективный опыт и знания наших экспертов позволили отобрать в стандарты из клинических протоколов и медицинских международных и отечественных рекомендаций самые необходимые компоненты, которые требуются при разных формах конкретного заболевания. Всего по новому принципу разработано 1700 моделей стандартов. Это позволяет просчитать полную стоимость медицинской помощи населению.
Такой подсчет был закончен в начале 2010 года – впервые с советских времен. Был сделан вывод о реальной стоимости медицинской помощи и существующем дефиците финансирования. Выделение дополнительных 460 миллиардов рублей на здравоохранение – это ответ правительства на обоснованное представление данных о дефиците. Мы очень рассчитываем, что с 2013 года во всех регионах страны смогут лечить по разработанным стандартам.
– Самый волнующий вопрос: если разрешается в одном и том же учреждении оказывать и бесплатную, и платную медицинскую помощь, не станет ли эта помощь практически вся платной?
– По новому закону если учреждение работает по программе государственных гарантий, то оно не может оказывать платные услуги взамен или в рамках государственных гарантий. Если пациенту поставлен предположительный диагноз и требуется проведение комплекса исследований, который прописан в стандартах (УЗИ, компьютерная томография и так далее), все это должно делаться бесплатно. Если в поликлинике чего-то нет, больного должны направить в другое учреждение в рамках того же стандарта и провести там исследования бесплатно.
– В федеральных центрах (Кардиоцентре, Онкоцентре, клиниках медицинских институтов и так далее) оказывают сегодня и платные услуги.
– По новому закону все медицинские услуги, включенные в программу государственных гарантий (в систему обязательного медицинского страхования и государственные задания на высокотехнологичную медицинскую помощь), должны предоставляться бесплатно, и за нарушение законодательства полагается привлечение к ответственности, вплоть до уголовной.