Традиционный подход к урокам физкультуры нужно изменить, считают медики.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
В Высшей школе экономики (НИУ) состоялся круглый стол по проблеме здоровья российских школьников. Дискуссия прошла в нетрадиционном для подобного мероприятия русле. Ведь буквально до последнего времени о теме говорили исключительно в жанре «плохой статистики». А выводы звучали примерно так: школьники РФ поголовно нездоровы – в этом кроется причина их плохого учения. И дальше шел главный вывод – снижать нагрузку. Теперь проблему попробовали поставить с головы на ноги┘
Напомним, что последняя всероссийская диспансеризация школьников прошла в 2002 году. Она продемонстрировала общественности цифры, свидетельствующие об ухудшении здоровья детей (за предшествующие событию четыре года). И с тех пор массового мониторинга здоровья детей не проводилось. И это плохо. Хотя все знают, что статистика – вещь сугубо политическая, мониторить ситуацию по стране все-таки надо, пришли к выводу участники сегодняшнего круглого стола в ВШЭ.
Автор основного доклада, заведующая кафедрой ГОУ ДПО «Государственный институт новых форм обучения», доктор медицинских наук Серафима Чечельницкая представила выводы из своего недавнего исследования, в котором приняли участие около 10 тыс. человек из трех городов: Вологды, Москвы и Петропавловска-Камчатского. И эти новые данные свидетельствуют, что ряд распространенных проблем со здоровьем школьников имеет чисто социальные, а не медицинские причины.
И трудности, которые педагогические коллективы часто связывают с ленью или нежеланием учиться, происходят от ненормального распорядка дня, неправильного питания ребенка – всего того, чем обязаны, но не занимаются взрослые, уверена Серафима Чечельницкая. И появления впоследствии у школьника медицинского диагноза можно избежать, если вовремя начать работать с его семьей или хотя бы обеспечить ему нормальное питание в учебном учреждении.
А незнание педагогами детской физиологии и психологии часто оборачивается ростом заболеваемости детей в будущем. Видимо, учителя не знают, что появление у некоторых учащихся головных болей, утомляемости и сонливости не всегда является признаком заболевания. Учителя недостаточно осведомлены об особенностях развития подросткового организма, считает автор доклада, и поэтому начинают сразу у школьников искать болезнь. И находят, например, вегетососудистую дистонию. А вот дальше начинает работать уже так называемый феномен научения болезни, когда впечатлительному человеку умные взрослые рассказывают о том, какие симптомы у него должны появиться, что он должен чувствовать при этом. Далее ребенок уже внушает себе сам, что это все у него есть. И со временем у него действительно может развиться соответствующее заболевание.
То же самое зачастую происходит и с так называемыми нервными заболеваниями, считает Чечельницкая. Кроме того, детям, у которых взросление проходит проблематично, ставят и медицинские диагнозы, не вполне соответствующие действительности.
По мнению Серафимы Чечельницкой, необходима серьезная просветительская работа с учителями, школьными психологами, социальными педагогами с той целью, чтобы школа не становилась для ребенка дополнительным стрессовым фактором.
Результаты последнего мониторинга свидетельствуют и о неправильном отношении к урокам физкультуры. Большинство врачей сейчас определяют развитие ребенка по старинке – по соотношению роста и веса, так что большинство учащихся оказываются вроде бы вполне развитыми. Но все это происходит без учета того образа жизни, который ведут сегодняшние подростки. Да, для школьников характерна сегодня двигательная активность, но она не связана с целенаправленным развитием их мышц. И современные уроки физкультуры не дают школьникам нормального физического развития. Возможно, необходимы индивидуальные программы, наборы специальных упражнений для каждого школьника в зависимости от его физического развития, считает Чечельницкая.
Разумеется, наблюдения Серафимы Чечельницкой не дают полной картины здоровья школьников, но они интересны, заметили участники круглого стола. И удивились, почему нет статистики распространения среди школьников заболеваний, передаваемых половым путем. Половая жизнь сегодня часто начинается в старшей школе. И, с одной стороны, российские школьники испытывают «ужас перед заболеваниями такого рода, с другой стороны – не делают ничего, чтобы этих заболеваний избежать».
Директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования ВШЭ Татьяна Абанкина отметила, что при работе по сохранению здоровья школьников необходимо все-таки с уважением относиться к праву людей на частную жизнь. Данные о здоровье очень легко просачиваются сегодня за пределы медицинских кабинетов, что с учетом отношения школьников к болезни может привести к нежелательным последствиям.
Итак, второй основной вывод: в обществе есть понимание доминирующей ценности здоровья, но при этом культура поведения подростка, которая косвенно поддерживается обществом и СМИ, прямо противоположна этой ценности.