Важно обнаружить болезнь вовремя.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В старости, как известно, особенно одолевают недуги. Известно и то, что заниматься лечением стариков у нас не любят – брать в больницу, даже приезжать на «скорой», рекомендуют дождаться визита участкового врача. Конечно, коридоры поликлиник заполнены пожилыми людьми, у них там нечто вроде клуба – жалуются на болезни, на врачей, советуют друг другу, что принимать. Врачи выписывают им недорогие лекарства, направляют на несложные анализы. Серьезное заболевание таким способом не выявить и не вылечить. Когда болезнь не заметить уже невозможно, она зашла так далеко, что и при желании поделать ничего нельзя. Вроде к этому даже привыкли: перефразируя Высоцкого, «если старый – сразу в гроб».
Премьер-министр Владимир Путин заявил, что запускаемая в этом году программа модернизации здравоохранения предусматривает диспансеризацию пожилых людей, уход за ними, реабилитацию, сложные операции. Соответствующее распоряжение дано Минздравсоцразвитию, будут выделены средства. Логично: пожилые – тот самый электорат, который ходит на избирательные участки и в большинстве голосует за «Единую Россию». А выборы совсем близко.
Планы диспансеризации старшего поколения, однако, вызвали неоднозначную реакцию. Противники ее напоминают о малой эффективности диспансеризации детей и диспансеризации работающего населения, приписках и мошенничестве в крупных размерах при их проведении. Даже уголовные дела заводили. Критикуют не диспансеризацию как таковую, а формальность ее проведения, отсутствие дальнейших шагов – лечения выявленных заболеваний. Практических врачей беспокоит, что увеличится и без того большая нагрузка, заставят выполнять спущенный сверху план, работать для галочки.
Заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья, академик РАМН Сергей Колесников в беседе с корреспондентом «НГ» сказал, что, по его мнению, вообще диспансеризацию нужно проводить не в пожилом, а в детском возрасте, тогда в зрелом и пожилом возрасте будет меньше хронических заболеваний. Что касается нынешних стариков, то они сами себя «диспансеризируют», это постоянные посетители поликлиник. Положительная сторона диспансеризации пожилых все-таки есть: медицина получит немножко больше денег. Но надо уделять главное внимание детям и вкладывать туда основные средства.
Так, однако, думают не все.
Заведующий кафедрой гематологии и гериатрии Первого ММУ, профессор Павел Воробьев полагает, что если кому и нужна диспансеризация, так это пожилым: «Когда проводилась диспансеризация детей, громогласная диспансеризация работающего населения, создавалось впечатление, что идеологи в стране озабочены лишь тем, чтобы трудовой потенциал не уменьшался. А пожилые – материал списанный».
Он перечисляет заболевания, которые требуют диспансерного выявления. Это катаракта и глаукома, которые лечатся в настоящее время достаточно просто, но на приеме у офтальмолога редко можно встретить пожилого человека. Сахарный диабет второго типа порой долго протекает бессимптомно, при этом накапливаются серьезные осложнения. Сердечная недостаточность, нарушения ритма сердца сокращают продолжительность жизни на многие годы, приводят к инсульту. Хронические почечные инфекции, аденома простаты – еще группа болезней. Нарушения функции кишечника несложно диагностировать и можно неплохо лечить. Если этим заниматься.
Врач-терапевт клинической больницы № 29 Ирина Токарева считает, что, когда объявляли о диспансеризации работающего населения, это была откровенная дискриминация по возрастному признаку: если тебе больше 55–60 лет – ты отработанный материал, тебя не будут лечить. Кстати, большинство, достигнув пенсионных лет, продолжают эффективно трудиться, иногда долгие годы. По мнению доктора Токаревой, в программу диспансеризации старшего поколения необходимо включить обычную рентгеноскопию, гинекологический осмотр для женщин и тест на PSA (простатический специфический антиген) для выявления рака предстательной железы у мужчин (он эффективно лечится на ранних стадиях). Конечно, проведение диспансеризации является дополнительной нагрузкой на врачей и должно оплачиваться дополнительно.
Главный геронтолог Санкт-Петербурга профессор Владимир Хавинсон подчеркивает, что программа диспансеризации пожилых должна включать также оценку невропатологом функции мозга для выявления начальной стадии болезни Альцгеймера, когда ее еще можно остановить, денситометрию – чтобы предотвратить остеопороз, превращающий больного в инвалида. «Старшее поколение – это не балласт, а ресурс», – заявляет профессор Хавинсон.
Горячо поддерживает идею диспансеризации пожилых главный врач Московского центра гемодиализа Валерий Шило: «Старики, если не брать в расчет завсегдатаев районных поликлиник, редко и неохотно обращаются за медицинской помощью, к тому же многие врачи к их жалобам относятся невнимательно, списывая все на «возрастные изменения».
Достаточно простых и недорогих лабораторных тестов на белок в моче, мочевину, мочевую кислоту и креатинин крови, чтобы обнаружить патологию почек, встречающуюся у каждого третьего жителя страны после 70 лет.
И сторонники, и противники диспансеризации населения пожилого возраста опасаются одного и того же: что все сведется к бессмысленной формалистике и дополнительной бесплатной загрузке врачей. И все уверены, что большая доля выделенных средств, как всегда, ухнет в никуда. В последнем случае возразить нечего, кроме как все не украдут, что-то останется, и хоть какое-то число из 40 млн. ветеранов и пенсионеров вовремя узнают о своих болезнях и проживут дольше, не в тягость себе и обществу.