Пациентам предлагается самим обеспечить гарантии бесплатного лечения.
Фото РИА Новости
Речь пойдет не о Тайном приказе, учрежденном царем Алексеем Михайловичем, где в частности велось следствие по важным политическим делам, а о приказе, являющемся обычным продуктом рутинной чиновничьей деятельности. Хотя некоторый налет следственных действий в этом продукте все же есть. Год назад из недр Министерства здравоохранения и социального развития РФ вышел приказ № 377 «О неотложных мерах по обеспечению гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи».
С бесплатной медицинской помощью у нас, как известно, плохо. То есть она гарантируется 41-й статьей Конституции, но главным образом теоретически. А практически то и дело приходится платить – за операции, за уход после них, вообще за уход в больницах, за исследования, за справки и так далее – кто что вспомнит из своей пациентской судьбины. Конечно, давно пора принимать меры, которые Минздравсоцразвития справедливо признало неотложными, чтобы все это прекратить.
Именно с этой целью и был издан приказ № 377, совсем не тайный, а наоборот, широко распространенный по всем медицинским учреждениям. Предложенные в нем меры обеспечения гарантий бесплатной медицинской помощи возлагали инициативу на самих пациентов, которые должны писать жалобу или звонить по телефону «горячей линии».
Смысл приказа объяснила министр Татьяна Голикова: «Мы в случае письменного обращения граждан должны исходить из того, что в обращении должно быть указано самое лечебное учреждение, его адрес, факт платежа». Каждая жалоба на незаконное взимание денег будет рассмотрена в министерстве за три дня и направлена для проверки в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Если факт мздоимства подтверждается, то Росздравнадзор не позже чем через неделю с начала служебного расследования информирует министерство об имеющей место несправедливости и при необходимости передает информацию в правоохранительные органы.
В каждом лечебном учреждении должен быть перечень бесплатных услуг. А также «горячий» телефон. Кроме того, пациентам раздаются памятки с перечнем бесплатных медицинских услуг, которые им обязаны предоставлять. Вот так, сурово и просто.
Прошел год. Перечни бесплатных услуг висят. В некоторых больницах продолжают раздавать поступающим больным памятки. Официальных данных о результатах действия приказа № 377 нет.
Хотя кое-какие неофициальные сведения есть. Например, в клинике известного медицинского вуза четыре года назад за уход после кесарева сечения приходилось платить 500 рублей в день. В мае этого года цена повысилась вдвое. Такое вот изменение (за это время еще и ректор сменился).
Но какие могут быть претензии к приказу – оказывается, он давно отменен. Недолго музыка играла. Не прошло и полгода, появился новый приказ – № 937 от 2 декабря 2009 года: «Признать утратившим силу Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2009 г. № 377 «О неотложных мерах по обеспечению гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи».
И вот этот-то новый приказ никому не известен. Он, конечно, строго говоря, никакой не тайный – опубликован. Однако тихо, без разъяснений в СМИ. Не только в регионах, даже в московских медицинских учреждениях о нем не знают.
Почему признан утратившим силу предыдущий приказ, призывавший граждан «стучать», остается только гадать. То ли граждане завалили министерство жалобами, то ли стали жаловаться не на «врачей-убийц», а на отказы чиновников в квотах на высокотехнологичное лечение, на предоставление дорогих современных лекарств. А может, все проще – грозный приказ № 377 оказался юридически неправомочным.
Хотелось бы, однако, получить какое-то официальное разъяснение по этому поводу. Ведь во многих лечебных учреждениях так и висят призывы писать жалобы и номера неработающих «горячих линий». И еще: как на сегодняшний день обстоит дело с обеспечением гарантий бесплатной медицинской помощи?