Прививка – дело добровольное.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Не успели переварить новость о возвращении полиомиелита на простор нашей страны, как еще одна – о вспышке кори в Приамурье. В Благовещенске выявлено уже 69 случаев заболевания. Угроза двух изгнанных с территории России инфекций – такой подарочек к Дню защиты детей, 1 июня. И подарочек этот, приходится признать, стал возможен во многом благодаря «продвинутым» родителям.
Да, случаи полиомиелита, этой жуткой болезни, завозные – из Таджикистана. У нас благодаря вакцинации усилиями Госсанэпиднадзора с 1998 года ни одного заболевания, вызванного «диким» вирусом полиомиелита, не наблюдалось. Корь тоже явилась из-за границы – из Китая, где уже 9 тыс. заболевших и известно пока о шести умерших. А в России в 2009 году корь можно было считать ликвидированной. И вот, пожалуйста, – уже 74 человека заболели в Амурской области.
Что же прививки? Да очень просто – от них родители отказывались или покупали справки о том, что их сделали. Это здоровье не купишь, а любую справку запросто. По оценке эксперта Всемирной организации здравоохранения, главного научного сотрудника Центра здоровья детей РАМН Владимира Таточенко, обязательные прививки против полиомиелита не получили около 1% жителей РФ, тем самым под угрозой заражения оказались около полутора миллиона человек.
В Таджикистане число больных полиомиелитом продолжает нарастать. Детский фонд ООН уже доставил туда 6,35 млн. доз вакцины от полиовируса. Будут привиты 3 млн. таджикских детей.
В Москве, через которую и в которую приезжают миллионы людей, срочно проводится дополнительная вакцинация от полиомиелита. По данным главного государственного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко, в дополнительных прививках нуждаются больше 5,5 тыс. московских детей и подростков в возрасте от года до 15 лет, большинство из которых не были своевременно привиты из-за отказа родителей.
В Амурской области, как рассказал корреспонденту «НГ» Геннадий Онищенко, среди заболевших корью главным образом 20-летние и дети до года. Дети до года – потому что первую прививку от кори делают в возрасте одного года. 20-летние же – как раз поколение, родившееся, когда антипрививочная кампания была у нас на пике. (Дело дошло тогда до эпидемии дифтерии, которой заболели 150 тыс. человек, из которых 5 тыс. погибли.) В Амурской области заразились корью те, кто не был вакцинирован, или те, кто не прошел ревакцинацию (прививка защищает только на определенный срок, потом ее надо повторять).
Корь, конечно, не такая страшная инфекция, как полиомиелит, и осложнения ее – не полиомиелитные параличи, однако коревой энцефалит, после которого ребенок становится олигофреном, тоже дело жуткое. На интернет-форумах врачей все это обсуждается. Но «продвинутые» родители общаются на других форумах, они таких больных не видели, в их поколении, кстати, вакцинированном (особенно если родились при советской власти, когда согласия на прививку не очень-то спрашивали), парализованных в результате полиомиелита уже не было.
Осложнения кори, свинки, скарлатины у не привитых – проблема, с которой сталкиваются врачи. А родители обсуждают осложнения от прививок: температура была повышена три дня, одна особо образованная мамаша сообщила, что у ее ребенка был «нервный трамбл» – спал плохо. Родители на форумах пишут, что отказываются от прививок, потому что не доверяют врачам. У нас каждый считает себя медиком.
А вот в Великобритании, наоборот, стали отказываться от прививок, потому что поверили опубликованной доктором Уэйкфилдом статье о возможной связи между использованием комбинированных вакцин против кори, краснухи и свинки и развитием одной из форм аутизма. Ряд последовавших за этим крупномасштабных исследований опроверг выводы Уэйкфилда, однако широкий общественный резонанс привел к массовым отказам от прививок. Это, в свою очередь, вызвало рост заболеваемости и смертности детей от соответствующих инфекций. Уайтфилд признал, что ошибся. Но Генеральный медицинский совет Великобритании счел, что это признание не искупает принесенного Уайтфилдом вреда, и очень строго наказал его – лишил права заниматься медицинской деятельностью.
Вот статистика. За последние годы благодаря иммунопрофилактике в России заболеваемость корью снизилась в 500 раз, эпидемическим паротитом – в 150 раз, дифтерией – в 200 раз, коклюшем – в 40 раз, столбняком – в 50 раз. С 1998 года не отмечено ни одного случая полиомиелита, вызванного его «диким» вирусом.
Конечно, прививки надо проводить, когда ребенок практически здоров, соблюдая все правила. Осложнения даже в таких условиях возможны, но они не идут ни в какое сравнение с осложнениями болезней, от которых вакцинируют.
Прививка – дело добровольное, подтвердил корреспонденту «НГ» Геннадий Онищенко. Родители сами решают, вакцинировать ли своего ребенка. Но при этом они должны понимать, что принимают на себя ответственность за его жизнь и здоровье.