0
2562
Газета Здоровье Интернет-версия

18.05.2010 00:00:00

Поперек тенденции

Тэги: медицина, здоровье, спид


медицина, здоровье, спид СПИД косит молодых.
Фото Reuters

Во Всемирный день памяти людей, умерших от СПИДа, России приходится признать, что эпидемия ВИЧ у нас нарастает. В других странах она тоже не прекратилась, но все-таки затормозилась. Усилия мирового сообщества не остались тщетными. Появились новые лекарства, лечение стало значительно доступнее.

Директор Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу в странах Европы и Центральной Азии доктор Денис Брун в беседе с корреспондентом «НГ» констатировал, что в глобальном отношении смертность от СПИДа за последние пять лет уменьшается. В год умирали 3 млн. человек, в прошлом году умерли 2 млн.

К сожалению, это не касается России, где ситуация ухудшается и в отношении заболеваемости ВИЧ, и в отношении смертности от СПИДа. В прошлом году было более 58 тыс. вновь зарегистрированных случаев инфицирования и более 14 тыс. смертей. Необходимые лекарства в России есть, в том числе и при устойчивости вируса, тем не менее число получающих лечение очень невелико – всего около 70 тыс., а должно быть около 200 тыс. Это определяется по пропорции от числа ВИЧ-инфицированных. В лечении обычно нуждается треть.

По мнению доктора Дениса Бруна, это объясняется двумя моментами. Во-первых, в России стали предоставлять лечение нуждающимся гораздо позже, чем в других странах, только в 2005 году. Тогда как в Африке, например, – в 2001–2002 годах. Во-вторых, диагноз ВИЧ-инфекции многим российским пациентам ставят нередко тогда, когда у них уже стадия СПИДа и лечение мало помогает. Те, кто сейчас начинает лечение вовремя и проводят его регулярно, могут прожить 30–35 лет.

Неоправданны оказались наши опасения, что мигранты из стран Центральной Азии являются источником ВИЧ. Там, по словам доктора Бруна, распространенность ВИЧ в 10–15 раз ниже, чем в России. Вероятность, что мигранты инфицированы, очень маленькая, и они не играют роли в развитии эпидемии ВИЧ в России. Как раз наоборот: мигранты заражаются ВИЧ в России и на Украине и, возвращаясь на родину, заражают жен или половых партнеров.

Практически ничего не делается, чтобы информировать мигрантов об опасности ВИЧ, тогда как в других странах существуют специальные программы для просвещения мигрантов в этом отношении. Например, в США есть программы на испанском языке, рассчитанные для тех, кто приехал из стран Латинской Америки.

Среди несомненно положительных моментов российской борьбы с ВИЧ – профилактика передачи инфекции от матери ребенку и очень хорошая программа консультирования и тестирования на ВИЧ, которая позволяет каждому анонимно узнать, не инфицирован ли он. В то же время самая большая проблема заключается в том, что, хотя эпидемия ВИЧ в России развивается преимущественно за счет потребителей инъекционных наркотиков, программ, нацеленных именно на них, нет. Те программы так называемого снижения вреда (обмен шприцев и тому подобное), доказавшие свою эффективность, финансируются практически за счет международных организаций. И финансирование их сейчас сворачивается.

Владимир Маяновский, руководитель Всероссийского объединения людей, живущих с ВИЧ, также говорит, что высокая смертность от СПИДа в России – следствие того, что в поле зрения врачей пациенты попадают уже в терминальной стадии болезни, когда помочь им невозможно. Ведь большинство инфицировались в 2000–2001 годах, но не знали об этом.

Серьезная проблема – сочетание ВИЧ с туберкулезом, которым ВИЧ-инфицированные легко заражаются, так как у них снижен иммунитет. Рост числа ВИЧ-инфицированных в России, с одной стороны, результат лучшей работы медиков по выявлению инфекции, с другой – недостаточной профилактики, малого числа профилактических программ. Вместо этого на ТВ появляются передачи, где убеждают, что ВИЧ вообще не существует, стало быть, можно не лечиться. Те, кто заявляет это, в сущности, враги.

Академик РАМН Вадим Покровский, руководитель Федерального центра по профилактике и борьбе со СПИДом, приводит такие цифры. На 11 мая 2009 года в России ВИЧ зарегистрирован у 544 151 российского гражданина и 13 432 иностранцев. Умерли 73 959 человек. Средний возраст умерших – 32,3 года. Смертность ВИЧ-инфицированных в нашей стране с каждым годом увеличивается: в 2007 году – 11 159 человек, в 2008-м – 12 759, в 2009-м – 13 990.

И при такой грозной ситуации правительство в 2010 году вообще не выделило средств на предупреждение новых случаев заражения, то есть на «первичную профилактику», хотя, по данным опросов, знания населения о мерах по предупреждению заражения ВИЧ ухудшаются. Более полутора лет не собирается Правительственная комиссии по вопросам профилактики, диагностики и лечения заболевания, вызываемого ВИЧ.

Минздравсоцразвития не поддерживает заявку на продолжение лечения части нуждающихся пациентов за счет грантов Глобального фонда по борьбе с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и малярией. Вадим Покровский задается вопросами, есть ли в России какая-либо стратегия или долгосрочная программа по противодействию ВИЧ-инфекции и где находится «штаб» по ее осуществлению.

Возможно, руководители Минздравсоцразвития, будучи не медиками, но, видимо, специалистами по нравственности, надеются, что эпидемию удастся остановить призывами к целомудрию и высокоморальному поведению. Призывы эти звучат уже несколько лет, а смертность от СПИДа неуклонно растет. По интенсивности эпидемии ВИЧ Россия занимает первое место в Восточной Европе. Африку, кажется, мы в этом отношении перегнали.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
330
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
369
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
136
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
210

Другие новости