Есть ли палочка Коха у людей, презирающих удобства, – никто точно нам не скажет...
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Туберкулез сто лет назад свирепствовал и во дворцах, и в хижинах. Тогда начали организовывать Дни белого цветка, во время которых проводились разнообразные благотворительные мероприятия, собирали деньги для больных чахоткой. Белого цветка – потому что тогда считалось, что ромашка помогает при туберкулезе.
Теперь называется – Всемирный день туберкулеза. И лечат от него давно не ромашками, а антибиотиками. Палочка Коха изгнана из дворцов. В трущобах же осталась. Туберкулез – болезнь бедных. Не случайно треть всех больных приходится на страны Африки. Там заболеваемость туберкулезом составляет 343 случая на 100 тыс. населения. В России показатели по сравнению с Африкой прекрасные – в 4,5 раза меньше: 82,6 на 100 тыс. С Африкой всегда сравнения утешительные. Зато с США и Европой лучше не сравнивать: если у нас заболеваемость 82,6 на 100 тыс., то в США – лишь 8, то есть в 10 раз ниже, в Европе еще меньше – в Швеции, например, 4 на 100 тыс., а в Исландии – вообще 2,2.
Академик РАМН Михаил Перельман, главный специалист по туберкулезу, подчеркивает, что врачи у нас не хуже, чем в той же Швеции, а система борьбы с туберкулезом, выстроенная в советские годы, – лучшая в мире. Но от медицины и здравоохранения зависит только 20% проблемы, а 80% – это экономические и социально-культурные составляющие. Туберкулез – болезнь социально зависимая, хоть и инфекционная.
«Те, кто живет в хороших бытовых условиях, полноценно питается, не увлекается алкоголем и наркотиками, – болеют редко, даже если много работают, – подчеркивает академик Перельман. – А в бедных слоях и среди заключенных больных очень много».
В России нынче не Министерство здравоохранения, а Министерство здравоохранения и социального развития. Для социальных болезней по логике вроде бы так лучше – и медицинская, и социальная составляющая в одном флаконе. Но, как объяснила начальник отдела статистического учета, отчетности и контроля качества Департамента развития медпомощи и курортного дела Минздравсоцразвития РФ Людмила Михайлова, этим ведают власти субъектов Федерации. И вот что реально получается.
Общеизвестно, что питание при туберкулезе легких имеет первостепенное значение. Вопрос корреспондента «НГ» на пресс-конференции о том, сколько денег выделяется на питание в туберкулезных больницах, вызвал легкое замешательство. В конце концов все-таки был получен ответ: в зависимости от региона. В Ивановской области, например, 38 рублей в день, в Калининградской – аж целых 106 рублей. А в среднем – 51 рубль.
По данным Центра мониторинга противодействия распространению туберкулеза в РФ, за последние годы финансирование питания туберкулезных больных сократилось в 4–6 раз. В 2009 году из 218 тыс. госпитализированных больных в специализированные санатории были направлены 19 тыс. Кстати, в этих санаториях на питание одного пациента отпускается 104 рубля.
Бич последних десятилетий – туберкулез с множественной лекарственной устойчивостью. Попросту – на палочки Коха перестают действовать привычные антибиотики и приходится синтезировать новые. Одна из причин формирования лекарственной устойчивости – перерывы в лечении. Лечение часто прерывается из-за недисциплинированности пациентов, но и по вине чиновников тоже. Так случилось в 2008 году, когда федеральных поставок лекарств не было.
Людмила Михайлова сообщила, что теперь туберкулез полноправно входит в нацпроект «Здоровье» (видимо, раньше входил неполноправно), так что, можно надеяться, подобных катастроф не произойдет. Что касается показателей заболеваемости, то, как она выразилась, наметилась тенденция к их снижению. А смертность снизилась на 2 тыс. в год.
При грядущей очередной реформе здравоохранения, когда лечебные учреждения грозят разделить на автономные и бюджетные, туберкулезные больницы и диспансеры, конечно, останутся бюджетными, хотя бы из-за того, что с ними одни расходы и никаких доходов. Ведь с туберкулезных больных взять нечего. И врачей в этих заведениях не случайно не хватает – никто не хочет туда идти работать. Бескорыстные энтузиасты нынче редкость.
Всемирный день туберкулеза прошел, но проблема осталась. В относительно благополучной по показателям Москве неизвестно, не распространяет ли бациллы Коха бомж, который спит на скамейке вагона метро, или мигрант, убирающий подъезд. И не гуляем ли мы, как и во времена Маяковского, по скверам, где харкает туберкулез.