Во время перелета ни в коем случае не следует отказываться от предлагаемых стюардессами напитков.
Фото предоставлено пресс-службой Airbus Industrie
Обычно дюралевые «птицы», летающие высоко в небесах, и их ультрасовременные «гнезда» рассматриваются как зоны довольно низкого риска для здоровья. Сейчас странно смотреть старые фильмы, герои которых вовсю дымят в салонах. Ситуация во многом осложнилась в самые последние годы в связи с запретом провоза жидкостей, что было с радостью встречено аэропортовскими «дьюти-фри».
Еще один фактор – это просвечивание пассажиров на рентгеновских установках. В этой связи каждый раз приходит на ум фильм с Арнольдом Шварценеггером «Вспомнить все», когда мы видим в зоне безопасности метрополитена шагающий по экрану скелет – рентгеновский мониторинг всех входящих в метро пассажиров на предмет обнаружения у них оружия или чего-нибудь в этом же роде. Естественно, что такие рентгеновского излучения дозы нигде не используются. Но все же сегодня уже надо учитывать введение в двух десятках аэропортов мира новых детекторов коротковолнового диапазона – «имеджеры» всего тела (whole-body imager). Лишь менее 2% пассажиров отказалось пройти проверку на имеджерах, когда им предоставляли такую возможность.
Но вот вы оказываетесь в салоне и занимаете свое место. Эксперты в области поддержания здоровья во время авиаперелетов советуют начинать подготовку к ним заранее. Это прежде всего хороший сон перед рейсом. Не надо откладывать отдых на часы перелета в надежде хорошо поспать под гул моторов. Не помешает принять перед полетом грамм витамина С, который вроде бы неплохо подстегивает иммунитет, который может весьма понадобиться вам, если в салоне окажется кто-то с тем же гриппом.
Во время перелета ни в коем случае не следует отказываться от предлагаемых стюардессами напитков, однако не следует увлекаться кофе и крепким чаем из-за их кофеина. Вода «обводняет» слизистые, тем самым надежно защищая их от проникновения вирусов и микробов, например той же туберкулезной палочки. Хорошо бы не забыть о специальных прививках и ежегодной вакцинации против гриппа, которые надежно защитят вас от непредвиденных напастей.
Одна из основных проблем авиапассажиров – это повышение свертываемости крови из-за обездвиженности в течение многих часов. Избежать этого неприятного осложнения помогает короткая прогулка по салону, которую желательно предпринимать не реже чем с двухчасовым перерывом. Не надо думать, что это какие-то досужие измышления. Повышению безопасности авиапассажиров была посвящена большая статья в одном из недавних номеров авторитетнейшего медицинского журнала Lancet. Авторы статьи Д.Силверман из вашингтонского госпиталя Джорджтауна и М.Джендро Медцентра в Берлингтоне подчеркивают возрастание риска заболеть во время перелета, который на новых широкофюзеляжных лайнерах будет продолжаться по 18–20 часов.
Особенно подвержены при этом пожилые пассажиры, которым угрожают такие респираторные заболевания, как грипп и простуда, острый респираторный синдром (SARS) и даже «банальный» туберкулез. Вот почему особенно необходимо бороться с дегидратацией и гипокинезией. Необходимо, как уже говорилось, много пить и не стесняться делать зарядку, уделяя особое внимание массажу икроножных мышц.
Еще один фактор «поражения» – снижение атмосферного давления в салонах, в которых поддерживается искусственная «высота» в 1,5–2 км над уровнем моря. Это следует учитывать людям с респираторными и сердечными проблемами. Снижение уровня кислорода во вдыхаемом воздухе может вызывать чувство утомления, головокружения, тошноты и головную боль. Таким пассажирам не помешала бы и кислородная подушка, о которой следует позаботиться заранее. Из-за риска повышенного тромбообразования не следует летать сразу после оперативных вмешательств.
К сожалению, даже полет в бизнес-классе не уберегает от повышенного свертывания крови, пик которого достигается к окончанию четвертого часа полета. То же относится и к частым полетам: чем больше полетов в пределах двух недель, тем выше риск тромбообразования. О нем должны помнить и женщины, принимающие контрацептивные средства. По совету врача можно перед полетом принять лекарства, «разжижающие» кровь. Помимо массажа мышц нижних конечностей врачи также советуют надевать особые лечебные носки и гетры, сжимающие икры.
Врачи также не советуют дайверам заскакивать на борт воздушного судна вскоре после ныряния. Промежуток времени между погружением и началом полета должен быть не менее полусуток (и даже 24 часа, если дайвер совершал по нескольку погружений в день). Дело в том, что в их крови после этого остается много азота, что может вызвать кессонную болезнь. Особое внимание Силверман и Джендро уделили знаменитому «джет лагу» – jet lag, – вызываемому быстрой сменой временных поясов. После полета в западном направлении адаптация может занять довольно длительное время (из расчета день за каждый часовой пояс). Еще хуже обстоит дело с полетами на Восток, когда каждый часовой пояс требует уже полутора часов привыкания.
Известно, что наш циркадный ритм контролируется нервными клетками особого супрахиазмального ядра (SСN – Supra-Сhiasmal Nucleus), расположенного над хиазмой, или перекрестом зрительных нервов. Нейроны ядра посылают импульсы в наш «третий глаз», или эпифиз (шишковидную железу), клетки которого синтезируют особый гормон мелатонин, способствующий здоровому крепкому сну. Сегодня мелатонин можно купить в аптеках, поэтому при полете на Восток примите от 1 до 5 мг в то время, когда обычно ложитесь спать. При полете в обратном направлении постарайтесь взять билет на послеполуденный рейс, а мелатонин примите утром, и тогда вы проспите весь полет, как ребенок.