Рецептурные лекарства в неспециализированных СМИ в России не рекламируются, однако в любой аптеке их можно купить без рецепта.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)
Главное, чего у нас постоянно не хватает, так это законов. Просто какое-то незасеянное законодательное поле. Сеятелей зато хватает. Вот депутат Антон Беляков предложил закон о запрете рекламы лекарств, медицинской техники и изделий медицинского назначения на телевидении, радио и в печатных СМИ. Объяснил: «Законодательство в сфере рекламы не только не способно обеспечить безопасность употребления лекарственных препаратов, но и провоцирует бесконтрольное и опасное для здоровья потребление лекарств».
Граждане наши верят звучащим с экранов ТВ и на волнах эфира, а также с газетных страниц призывам, не ходят к врачам, занимаются самолечением и становятся его жертвами. Беляков даже заявляет, что от самовольного приема лекарств умирает в десять раз больше больных, чем от ошибок хирургов. Откуда взял эти цифры депутат, неизвестно, но, действительно, от рекламы шумит в ушах и рябит в глазах. Странно, что мы болеем, судя по количеству предлагаемых средств, легко и просто исцеляющих от всех возможных недугов. Ведь средства эти покупают – иначе бы их не продавали.
Только закон тут ни при чем. И ничего он не провоцирует. Совсем наоборот. Похоже, уважаемый депутат не читал статью 24 Федерального закона «О рекламе». В ней как раз говорится, что медицинская реклама, рассчитанная на непрофессионалов, не должна создавать впечатления ненужности обращения к врачу, не должна содержать утверждение, что данные медицинские услуги, лекарственные средства и методы лечения рекомендованы официальными органами, опробованы и успешно применяются в сфере здравоохранения. Законом запрещается приводить ссылки на конкретные случаи удачного применения рекламируемых медицинских услуг и лекарственных средств, гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий, утверждать, что безопасность и эффективность гарантируются его естественным происхождением.
Законом запрещается, но в реальности все это наблюдается. Только речь идет не о лекарствах, а о биологически активных добавках (БАДах), выдаваемых, пусть не прямо, за лекарства. Что, кстати, тоже запрещается. А еще предлагаются аппараты, изготовленные, кстати, не где-нибудь, а на бывшем оборонном предприятии (внимание, патриотические чувства!). Прикладываете этот аппарат к колену – проходит боль в колене, прикладываете к сердцу – проходит боль в сердце, прикладываете сами понимаете к чему – становитесь сексуальным гигантом. Все радости в одном флаконе.
О таких пустяках, как широкая реклама безрецептурных пустышек, неэффективных препаратов, говорить не приходится. Тут все по закону, и хотя пользы они не принесут, но и вреда особого тоже. Рецептурные лекарства в неспециализированных СМИ в России не рекламируются, однако в любой аптеке их можно купить без рецепта. А в США реклама всех лекарств разрешена, только без рецепта ничего серьезного не продадут. Может, в этом и есть рациональное зерно, только не для нас: действительно тогда половина больных перемрет от самолечения.
Самолечение у нас массовое явление и массовое увлечение. Оно и логично, когда каждый вечер по всем каналам ТВ – про то, как врачи травят пациентов. Зато есть возможность лечиться, не отходя от экрана. Пожалуйста, Геннадий Малахов. На всю страну. Медиков просят не беспокоиться. Юристов тоже. Закон о рекламе отдыхает.
В последнее время заявления по поводу лекарств появляются буквально каждую неделю. С некоторым, так сказать, фантастико-романтическим оттенком вроде того, что года через два весь мир шапками, то есть своими препаратами, закидаем. А думается поперек заявлений: какая доходная область фармацевтика. Недаром же дети то одного, то другого властного деятеля приходят в нее. Кто-то уже стал преуспевающим банкиром. А начальный капитал – лекарства.
Если речь пошла о поправках к законам, то было бы логично начать с запрета представителям исполнительной и законодательной власти и их ближайшим родственникам иметь прямое или косвенное отношение к фармацевтическому бизнесу.
Парламент у нас, как известно, не место для дискуссий, а место лишь для принятия законов. Проще всего напринимать еще законов о медицинской рекламе и так же их не выполнять. Еще Салтыков-Щедрин писал, что в нашем отечестве жестокость законов умеряется необязательностью их исполнения.