Возможно, среди этих младенцев есть и зачатые в пробирке.
Фото Олега Ласточкина (НГ-фото)
Частота бесплодных браков в России достигла 15%. По данным ВОЗ, это критический уровень. Причин бесплодия много. Среди них и плохая экологическая обстановка, и производственные вредности, и непрофессиональные заболевания.
Трагедия бесплодия известна издревле, еще когда человечество жило в ладу с природой, не было ни абортов, ни вредных производств. Производств не было – а бесплодие было. Авраам и Сара смогли родить сына лишь с помощью ангелов. «Дай мне детей, а если не так – я умираю», – взывала Рахиль к Иакову. Бесплодные супруги усердно молились о потомстве, совершали изнурительные паломничества.
Современная медицина располагает достаточно эффективными вспомогательными репродуктивными методами. Но вспомогательные репродуктивные технологии – дело очень недешевое, далеко не для каждой пары по карману. В некоторых странах это оплачивает государство или страховые компании. Теперь и в России вспомогательные репродуктивные методы получат государственную поддержку. Об этом заявила на прошедшем недавно Х Всероссийском научном форуме «Мать и дитя» директор департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития РФ Валентина Широкова: «Ежегодно на проведение операций по искусственному оплодотворению государством выделяются квоты. И если еще несколько тысяч семей обретут возможность иметь детей, то мы их поддержим в этом. Это тоже вклад в преодоление демографических проблем».
Однако среди медиков есть серьезные оппоненты применения вспомогательных репродуктивных методов – в частности, экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Некоторые утверждают, что до 75% детей из пробирки рождаются с пороками развития. Цифра впечатляющая. С другой стороны, в мире ежегодно с помощью ЭКО рождаются примерно 30 тыс. младенцев. Если три четверти из них больные, почему бесплодные супруги так стремятся воспользоваться этим методом, предпринимают по нескольку попыток? Вряд ли они хотят получить тяжелобольного ребенка.
«Такого не может быть, – ответила на недоумение корреспондента «НГ» главный акушер-гинеколог Минздравсоцразвития РФ академик РАМН Лейла Адамян. – Это какая-то ошибка, может быть, запятую не там поставили. Если бы 75% детей, рожденных с помощью ЭКО, страдали различными заболеваниями, методику бы запретили». Новые репродуктивные технологии следует всячески поддерживать, считает академик Адамян. При их использовании бывают проблемы вынашивания беременности, проблемы течения беременности, но они все связаны не с самими технологиями, а с тем, что применяются у больных людей – ведь пациенты, обращающиеся за ЭКО, более пожилого возраста, часто страдают большим количеством сопутствующих заболеваний, никакого отношения к вспомогательным методам репродукции не имеющих. В стремлении забеременеть они в течение многих лет принимали огромное количество препаратов, в том числе гормональных, зачастую необоснованно. При обычном зачатии, по статистике, рождаются от 2 до 5% детей с какими-то нарушениями, при зачатии с помощью ЭКО – около 7%, да и то при развитии многоплодной беременности. Именно потому во всех развитых странах, в том числе и в нашей, разрешается перенос не более двух эмбрионов. Экстракорпоральное оплодотворение не вредит здоровью женщины, если оно выполнено адекватно, утверждает академик Адамян.
По данным Минздравсоцразвития, в России ежегодно проводится 1,7 тыс. ЭКО, работает около 50 лабораторий. Лейла Адамян считает, что их должно быть в пять раз больше. Реально нуждающихся очень много. Эти женщины и мужчины не виноваты, что у них нет детей. Они страдают пороками развития, какими-то нарушениями, онкологическими заболеваниями. Но они, как и каждый человек, имеют право родить ребенка.
Вряд ли вспомогательные репродуктивные технологии помогут решить демографические проблемы, но проблемы конкретных семей они решат.