Многих больных не вылечивают просто по незнанию современных методик.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Второй год по России колесит медицинская автоэкспедиция. Она посещает участковые, районные и областные больницы. Специалисты, участвующие в этой программе, выступают с лекциями, беседуют с практическими врачами о насущных проблемах. В этом году экспедиция проехала по городам Урала и Сибири. Наша цель – донести до врачей современные организационные методы внедрения новых медицинских технологий.
В последние несколько лет появились лекарства и нелекарственные методы терапии, радикально меняющие судьбы пациентов. Раньше таких технологий было очень мало, сегодня – сотни и тысячи. Но эти технологии либо недоступны вовсе, либо доступны совсем небольшому числу граждан. И дело не только в деньгах. Для того чтобы чудеса медицины стали доступными народу, нужна первичная диагностика. Врач в поликлинике или районной больнице должен хотя бы заподозрить вовремя болезнь. А он про те болезни слыхом не слыхивал. Всем шаблонно пишут в карту ишемическую болезнь сердца. Здесь мы мировые рекордсмены. А по другим болезням у нас отставание в 2–3, в 10, а по некоторым заболеваниям – и в 1000 раз против мировой практики. Раньше все болезни были от «нервов», сегодня – от «сердца».
Не ставят диагнозы в первичном звене. И это – огромная проблема: врачи просто незнакомы с симптомами и методами диагностики большинства заболеваний. И нет методов их переобучения. Иногда врачи рассказывают в прессе о таких ситуациях как о некоем чуде, хотя это хорошо известное специалистам заболевание.
Вот парализовало после гриппа молодого парня. Да, это cиндром Гийена–Барре, который прекрасно лечится удалением плазмы, если сделать процедуру в первые 2–3 дня. А если позже – в лучшем случае больной станет инвалидом на всю жизнь. Другой случай: головокружение, мучительное, инвалидизирующее. Часто достаточно, чтобы врач научил страдальца простейшим приемам вымывания песка из каналов внутреннего уха, ответственных за поддержание равновесия. Но владеют этой методикой единицы врачей в стране, она «не стоит» ничего. Многих больных не лечат просто по незнанию.
Громадная проблема – кадровая. Не заманить сегодняшними калачами молодых врачей работать в первичном звене здравоохранения. Стариков лечить? – фи, мы лучше будем гинекологами-урологами, в крайнем случае – дерматологами. С такими профессиями можно прожить достойно. Они всегда востребованы. И молодежь туда тянется. Впервые в этом году мне довелось увидеть закрытые из-за отсутствия врачей отделения в городской больнице. Жуткое впечатление: открываешь дверь в палату, а там голые стены, даже коек нет – вынесли.
В Омске, например, всерьез обеспокоены тем, что врачей осталось «на полтора года работы», потом массово закроются отделения реанимации и больницы «встанут». В реанимации с больных много денег не вытянешь, да и совести у реаниматологов поболее. Вот и бегут оттуда. Базовые зарплаты – 4–5 тыс. руб., совмещать с этого года – по указанию сверху – запретили. Бесконечными дежурствами и подработками можно до 20 тыс. заработать. Но ведь это работа на износ: год-другой-третий, и начинается профессиональное выгорание. Недаром символом в реанимации служит горящая свеча: светя другим, сгораю сам. Можно светить всю жизнь, а можно сгореть за пятилетку┘
Политики, руководители здравоохранения переоценивают значение материальных ресурсов в здравоохранении. Вот купим вам томограф или аппарат какой-нибудь диагностический – будете жить-поживать, на радость больным. Но ведь кадров нет. В некоторых больницах уже несколько рентгеновских аппаратов, но ни одного рентгенолога. Совсем плохая ситуация с лаборантами – специалистов медицинских в вузах практически не готовят, чаще всего работают в лабораториях биологи, в том числе с педагогическим образованием. Но их фактически пытаются из медицинской сферы выжить. Не могут они сертификат получить, повысить квалификацию легально, им недоступны категории, доплаты и т.д. И ничего не делается, чтобы эту кадровую ситуацию изменить.
Конечно, не все плохо и беспросветно. Вот пример. Сейчас врачи поликлиник практически заняты выпиской рецептов, им не до больных, очереди растут. В ожидании приема можно просидеть полдня, а на консультацию к специалисту попасть почти невозможно, особенно если ехать до него в область пару-тройку сотен километров. В Перми придумали записывать к врачам по телефону. Нет, не по телефонам поликлиник – а по единому номеру для всей области. Колл-центр принимает вызов, сразу вводит больного в компьютер, совмещает с нужным врачом и отвечает, когда можно приехать. Работа на пациента, а не на благо системы. Но это – уникальное решение для нашей страны, других примеров больше нет.
Еще одна современная технология – консультация травматологом республиканской больницы Хакасии хирургов в районе. Например, надо решить, везти ли больного в город на операцию, если при переломе сместились осколки, или можно зафиксировать перелом и оставить пациента в районной больнице. Вопрос оказался прост: снять, хотя бы и на мобильный телефон, снимок на негатоскопе и отправить его по электронной почте. А в результате поток госпитализаций из районов упал на 15%, ненужных госпитализаций больных, с которыми можно справиться и дома, сократился до нуля.
Такие нехитрые технологии доступны каждому региону. Надо только создать заинтересованность. Нельзя же вечно рассчитывать на бескорыстных энтузиастов.