Хорошего человека должно быть много. Но не настолько, чтобы в случае необходимости, ему не смогли помочь врачи.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Ожирение наступает на развитые страны. Впереди планеты всей – Соединенные Штаты, где оно стало национальным бедствием. Количество тучников все увеличивается, и сейчас они составляют более четверти населения США, сообщает Reuters. Результаты исследования, проведенного специалистами американского Центра по контролю и профилактике заболеваний и опубликованного в последнем номере журнала Health Affairs, показали, что на лечение болезней, связанных с ожирением, ежегодно тратится примерно 147 млрд. долл. – 10% всех расходов США на здравоохранение. Это в два раза больше, чем 10 лет назад.
Основные траты приходятся на лечение не самого ожирения, а сопутствующих ему болезней. Избыточный вес – один из основных факторов риска сердечно-сосудистых и раковых заболеваний, сахарного диабета, остеоартрита, подагры, варикозного расширения вен, апноэ и многих других недугов. Авторы исследования предупреждают, что, если не обуздать ожирение, реформа системы здравоохранения может оказаться бессмысленной.
В Европе толстяков поменьше, чем в США, но число их тоже все увеличивается. Поубавилось сухопарых англичан. В Германии, где количество тучников перевалило за миллион, медики обсуждали недавно очень важный аспект проблемы ожирения, с которым сталкиваются врачи, особенно хирурги, анестезиологи и реаниматологи.
Профессор Рудольф Вайнер, глава хирургического отделения больницы Заксенхаузен во Франкфурте, отметил, что все чаще приходится иметь дело с пациентами, вес которых превышает 200 кг, и таких пациентов нельзя оперировать сразу: риск слишком велик. Ортопеды не могут выполнить у них имплантацию искусственного тазобедренного или коленного сустава. У таких больных из-за жировых отложений на тканях и органах, играющих ключевую роль при проведении наркоза, ограничена проходимость дыхательных путей. Чтобы избежать серьезных проблем, необходимо располагать особым инструментарием. Возникают трудности и с определением правильной дозировки медикаментов. Пациенты, страдающие ожирением, должны соблюдать особые предосторожности и после операции. У них чаще развиваются эмболии, поэтому им следует принимать повышенные дозы антикоагулянтов, то есть препаратов, снижающих свертываемость крови и препятствующих образованию тромбов. Кроме того, такие пациенты должны сразу после операции активнее двигаться.
У нас болезненные точки здравоохранения иные, чем в США и Европе, но проблемы, связанные с избыточным весом, похожие.
Академику РАМН Юрию Бузиашвили, руководителю клинико-диагностического отделения Института сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева, приходится как кардиологу заниматься подготовкой больных к операциям на сердце. Он подтверждает, что ожирение является огромным препятствием, ограничением к проведению хирургических вмешательств, нередко необходимых для спасения жизни. Иногда из-за повышенного риска приходится отказывать больному в операции, пока он не сбросит вес, и хорошо, когда есть время для этого.
Ожирение не бывает изолированным, подчеркивает профессор Бузиашвили, оно всегда сопровождается рядом болезней: сахарным диабетом, гипертонией, заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Избыточный вес – это нагрузка на сосуды, эндокринную систему, мочевыводящую систему, суставы, мышцы. Нельзя бороться с сердечно-сосудистыми заболеваниями, не ликвидировав их первопричину – лишний вес. Солдат во время марш-броска несет 12–16 кг, это большая нагрузка. А теперь представьте себе, каково все время, днем и ночью, таскать на себе 15–20 кг, пусть равномерно распределенных по телу. Сердце должно снабдить кровью в два раза больше мышц и жира, чем в норме. Это значит, что оно в два раза больше должно работать, в два раза быстрее изнашивается, не говоря уже о лабильности сосудов.
Такие пациенты пребывают в постоянном состоянии раздражения. Ведь каждый врач, к которому они обращаются по поводу какого бы то ни было заболевания, начинает с ними разговор об их весе. Больной же заявляет: «Это не ваше дело, какой я есть, такой и есть, ваше дело меня лечить». А лечить таких намного труднее, если вообще возможно. Этого они не хотят понимать. Профессор Бузиашвили считает, что мы стоим сейчас на грани эпидемии ожирения.
В России тучных людей меньше, чем в США. Но в Штатах это обычно представители малообеспеченных слоев, афроамериканцы. А у нас полный демократизм – и бедные, и богатые. Юрий Бузиашвили видит главную причину ожирения в утрате культуры питания. Неправильное, нездоровое питание – это не только фастфуд и сомнительные полуфабрикаты, которыми пробавляются низкооплачиваемые слои, но и обжорство завсегдатаев ресторанов, где еда тоже не самая здоровая и не самая доброкачественная. С одной стороны, обжорство, с другой – безумные диеты, доводящие до истощения. Тогда как нужно просто нормальное питание, лучше домашнее. Общее застолье к тому же укрепляет семью.