Даже самым крохотным сохраняют жизнь.
Фото Reuters
В Москве открывается 4-й Европейский конгресс педиатров – Europaediatrics-2009. Перед началом его работы президент конгресса академик РАМН Александр Баранов дал интервью корреспонденту «НГ».
– Александр Александрович, несколько лет назад педиатрическую службу в России собирались закрыть, мотивируя это тем, что в других странах детей лечат врачи общей практики. Тогда вы и профессор Леонид Рошаль буквально отстояли педиатрию грудью. Не есть ли проведение Европейского конгресса педиатров в Москве знаком признания российской системы медицинской помощи детям?
– Был такой период в истории новой России, когда горе-реформаторы пытались доказать, что педиатрическая служба в принципе не нужна – нужна система врачей общей практики. Нам с Рошалем при поддержке всего корпуса педиатров удалось отбить эту нелепую атаку. Ведь в 90-е годы, когда фактически рухнуло наше здравоохранение, когда в стране началась сверхсмертность, когда резко сократилась продолжительность жизни, в эти самые годы младенческая смертность продолжала снижаться. Это стало возможным благодаря той системе педиатрической помощи, которая была создана в Советском Союзе. Суть этой системы – первичный контакт больного ребенка с педиатром.
– Сколько стран будет участвовать в Europaediatrics-2009?
– Интерес к нынешнему Конгрессу педиатров невероятный. Не было еще ни одного Европейского конгресса, на котором бы зарегистрировались делегаты 80 стран – приедут более 2 тысяч специалистов. Это фактически мировое событие и, мы думаем, признание приоритетности нашей системы помощи детям. В прошлом году исполнилось 75 лет основания первого педиатрического факультета. Специально педиатрическое образование существует только у нас. В Белоруссии, в Казахстане после обретения самостоятельности педиатрические факультеты были закрыты, сейчас открываются вновь.
Английские исследователи изучали частоту ошибок при обращении ребенка к педиатру и врачу общей практики. Число ошибок врачей общей практики оказалось в 2,5 раза больше, чем ошибок педиатра. Сами наши врачи общей практики предпочитают, чтобы хотя бы до семи лет детей лечили педиатры.
На конгрессе организуются круглые столы, на которых будут рассматриваться две системы образования и две системы помощи детям – западная и российская. Наша система тоже небезупречна. Она лучше в амбулаторном звене. Американцы два года назад объявили, что создают «дома для детей». Это, в сущности, такая примитивная детская консультация. Детских поликлиник на Западе нет. Нет там и многопрофильных детских клиник. Одна из лучших в мире детских клиник – берлинская «Шарите» – принимает по шести специальностям, а в нашем Центре здоровья детей – 28 специальностей. Но чему нам стоит поучиться на Западе – организации стационарной помощи. Там настолько отработаны протоколы лечения, технологии, что достаточно держать детей в больнице недолго. У нас же ребенок может находиться на койке три, четыре, пять недель. В результате у него возникает отторжение от больницы, он начинает ненавидеть все вокруг. Мы в Центре здоровья детей стремимся сократить срок пребывания ребенка, открыли отделение дневного пребывания на 120 коек.
Много внимания на конгрессе будет уделено вакцинопрофилактике. На сегодня в мире создано уже около 30 вакцин для предупреждения инфекционных заболеваний. В странах Запада используется 15–16 вакцин, у нас всего 10. Национальный календарь прививок требует расширения.
– У нас много противников прививок.
– Не только у нас. Это всемирное лобби. Я подозреваю, что оно поддерживается фармацевтическими фирмами. Ведь если заболевания будут ликвидированы, не понадобятся лекарства для их лечения, особенно антибиотики, противовирусные препараты.
– Будут рассматриваться демографические проблемы?
– Проблема смертности и инвалидности. Смертность младенцев у нас низкая, но смертность подростков высокая. Может быть, не выше, чем в начале 90-х, но выше, чем в советские годы. Много суицидов стало, последствий наркомании, алкоголизма.
– Какие общие проблемы детского здоровья у стран, принимающих участие в конгрессе?
– Структура патологии более или менее идентична и в Европе, и в России. Сегодня всех волнует проблема болезней опорно-двигательного аппарата у детей. На первый план выходят болезни костей, суставов: ревматоидный артрит, который иногда диагностируется у детей до года, остеохондроз, остеопороз.
– Остеопороз же болезнь пожилого возраста?
– Теперь и у детей. Не зря же мы в каждую поликлинику ставим денситометры для определения плотности костной ткани. Причины – и экология, и неправильное питание с малым количеством молока и молочных продуктов, овощей и фруктов, непонятные напитки с разными добавками. Общемировые проблемы – диабет, ожирение, гиподинамия, влияние компьютеров на здоровье детей. Все это будет обсуждаться на конгрессе.