Вупи Голдберг – одна из тех, кто панически боится самолетов.
Фото Reuters
Мечта подняться в воздух жила в человечестве с древнейших времен. Миф об Икаре – самый известный, но далеко не единственный. Много веков люди пытались оторваться от земли. И вот наконец нам разум дал стальные руки-крылья. С тех пор летаем. Все выше, и выше, и выше стремим мы полет наших птиц. «Птицы» же бьются. В последнее время все чаще (или, может быть, чаще об этом сообщают). Как тут не задуматься. В Германии после недавней катастрофы над Атлантикой провели опрос, и 17% респондентов заявили, что боятся летать. Бояться-то боятся, но, наверное, не откажутся от авиаперелетов. Без воздушного сообщения нельзя представить себе жизнь современного человека. А о возможности катастрофы подавляющее большинство не думают, когда поднимаются на борт самолета. Подавляющее большинство – но не все.
Есть люди, панически боящиеся полетов. И это не старозаветные бабушки из глубинки, впервые увидевшие летное поле, а люди вполне цветущего возраста, которым к тому же часто приходится летать, преодолевая свой страх. По сообщению сайта Голливуд.ру, Шер, Вупи Голдберг, Майкл Джексон, Джоан Вудворт, Тони Кертис, Лоретта Линн панически боятся самолетов. Арета Франклин однажды отказалась от выгодных гастролей по Европе только из-за страха авиаперелета. А Дэвид Боуи во время гастролей в России по этой же причине добирался из Владивостока в Москву транссибирским экспрессом, а не авиалайнером.
У страха такого рода есть название – аэрофобия. В соответствии с исследованием компания «Боинг» 1980 года, 18,1% американцев не летают на самолете из-за аэрофобии, 12,6% испытывают страх при полете. То есть примерно треть американцев боятся летать, приблизительно такие же результаты получены в европейских странах. А всего тревогу при полете на самолете хотя бы однажды испытывали около 50% людей.
Профессор Алексей Бобров, заместитель директора Московского НИИ психиатрии, объясняет, что аэрофобия – симптом, за которым может скрываться целый спектр различных психопатологических состояний. Это может быть избегание определенных мест, ситуаций, объектов: кто-то боится мышей, кто-то – грозы, кто-то – воды, кто-то крови, а кто-то перелетов. Человек опасается чего-то конкретного. Другая категория – состояния, которые сопровождаются страхами открытых пространств, закрытых пространств. Это одна из форм так называемых пароксизмальных тревожных состояний. Симптом аэрофобии наблюдается также при депрессии, некоторых формах других неврозов. Бывает она и при органических заболеваниях.
Аэрофобия имеет немаловажное социальное значение. Некоторые зарубежные авиакомпании даже организуют лечебные центры для таких больных, потому что количество их настолько велико, что наносит экономический ущерб авиаперевозчикам.
«Лечение аэрофобии проводится в зависимости от того, в рамках какого расстройства она возникает, – рассказывает профессор Бобров. – Для лечения простой, специфической фобии применяют относительно несложные условно-рефлекторные методы психотерапии. При более сложных – с элементами депрессии либо когда аэрофобия возникает в рамках так называемого панического расстройства, агорафобии, прибегают к использованию специальных препаратов, обычно антидепрессантов. В любом случае, надо обратиться к психотерапевту, психиатру, не запускать болезнь».
Психиатров у нас, как известно, боятся. Да и вообще обращение за медицинской помощью не в нашем обиходе. Пытаются справиться привычными средствами – алкоголем. Результаты бывают самыми непредсказуемыми. Бизнесмен, опустошив в израильском аэропорту перед полетом для храбрости фляжку коньяку, в эйфории одобрительно шлепнул молоденькую работницу аэропорта. Возмездие настигло тут же: мгновенно появившиеся охранники устроили личный досмотр, спасибо, хоть на рейс в последний момент отпустили. Еще: журналист, расслаблявшийся тем же способом, потерял паспорт. Через границу, естественно, не пропустили – пришлось возвращаться восвояси. После каждого крушения самолета происходит всплеск аэрофобии. «Заболевание лишь провоцируется техногенными факторами, – объясняет профессор Бобров, – причины его коренятся в психологии личности, конкретной ситуации, в которой находится человек. Я наблюдал больных, которые сначала боялись метро, потом лифта, потом самолетов, потом у них начиналась депрессия. Аэрофобия – это относительно легкое психическое расстройство, вполне поддается лечению».
Самолет – транспортное средство повышенной опасности, кто бы спорил. Но и автомобиль ведь тоже. В ДТП людей гибнет гораздо больше. Да и в метро бывают катастрофы. Пешком разве что передвигаться. Но тоже небезопасно. Тогда остается только сидеть дома.