Профессор Леонид Рошаль: «Никакой политической составляющей в выступлении архангельских медиков я не вижу».
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Общественные акции врачей – явление очень редкое. Профессия, наверное, приучает их к терпеливости, которая к тому же накладывается на привычную терпеливость нашего народа. Надо чем-то особенно довести медиков, чтобы они проявили возмущение. И вот случилось – в Архангельске состоялся митинг врачей. Митинг не совсем обычный, потому что главные требования митингующих касались не только и даже не столько их самих, сколько обстоятельств, имеющих первостепенное значение для больных.
На митинге в Архангельске, где собралось более 400 врачей из разных лечебных учреждений, а также из окрестных городов, не было сказано ничего такого, чего самим медикам не было бы известно. Митингующие подчеркивали, что у них нет политических требований – только требование обеспечить нормальные условия для осуществления ими своих профессиональных обязанностей. То есть для того, чтобы лечить нас с вами, увы, потенциальных пациентов.
В последние годы на медицину отпускаются серьезные средства. Осуществляются многомиллионные национальные проекты, приобретается современнейшее оборудование... А в лучшей больнице Архангельска с известными медицинскими традициями не хватает аппаратов для записи электрокардиограмм, остался один гастроскоп (шланг с лампочкой для диагностики желудочно-кишечных заболеваний), единственную видеоэндоскопическую стойку для выполнения срочных операций приходится таскать с одного этажа на другой, наркозные аппараты – 1967 года выпуска.
Анестезиологи в срочной операционной вынуждены давать наркоз одновременно двум, иногда трем больным. Хирурги же, выполняющие эти операции, работают на полторы-две ставки как из-за нехватки кадров (анестезиологов, кстати, не хватает еще больше), так и чтобы заработок был повыше (ставка хирурга со стажем около 30 лет – менее 12 тыс. руб. в месяц). В таких условиях еще мало у нас врачебных ошибок. И кого винить в них?
Прокомментировать ситуацию корреспонденту «НГ» согласился профессор Леонид Рошаль, председатель комиссии по здравоохранению Общественной палаты РФ, который сам ознакомился с мнением конфликтующих сторон.
«В требованиях митингующих много справедливого, – считает Рошаль, – и в том, что касается оснащенности лечебных учреждений, и в том, что касается зарплаты медиков. Они же не бастуют. Они нашли способ привлечь внимание к проблемам, которые есть и в других регионах. Никакой политической составляющей в их выступлении я не вижу».
По мнению профессора Рошаля, не все можно сделать на местах. Здравоохранение теперь разделено на федеральное, региональное и муниципальное. «В результате этой глупости даже приказ министра России и регионального руководителя здравоохранения не обязателен для исполнения на муниципальном уровне, – подчеркивает наш собеседник. – Улучшение снабжения, которого добиваются архангельские медики, нужно не только им, оно нужно всей России. Необходима целевая программа материально-технического перевооружения и первоочередного снабжения всем необходимым российского здравоохранения, и не только первичного звена, но и стационаров».
Акция архангельских медиков проявила и еще одну проблему, которая мало обсуждается в обществе, – проблему медицинского образования в стране. Так, безразмерный рабочий день врачей, вызванный нехваткой кадров, во многом определяется не вовремя введенными правилами получения медицинских специальностей, которые растягивают процесс на долгие годы.
«При сегодняшнем дефиците многих специальности (реаниматологов, травматологов, рентгенологов и пр.) такие сроки просто невозможны, – уверен Леонид Рошаль. – Фактически все медицинское сообщество выступает за возврат к обязательному распределению выпускников медицинских вузов, обучающихся за государственный счет, для работы в практическое здравоохранение минимум на три года. Такое распределение существует и в некоторых западных странах. И никто там не кричит о свободе личности. Кроме того, у нас после окончания военных медицинских институтов врачи направляются в любую точку страны. Сегодня с кадрами некоторых медицинских специальностей в стране просто катастрофа».
Мы попросили также комментарий в Минздравсоцразвития РФ и Росздравнадзоре. В ответе министерства говорится, что в 2009 году Архангельская область включена в программу по снижению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, финансируемую на федеральном уровне, а 1-я городская больница скорой помощи станет базой сосудистого центра. За счет федерального бюджета будут выделены деньги на оснащение отделения реанимации, неврологического и кардиологического отделений.
Можно сказать, повезло больнице. Неясно, правда, как будет с гастроскопами – они ведь не по части сердечно-сосудистых исследований. Не ответили в министерстве, будет ли организована комиссия по проверке проведенных закупок оборудования в больницы и поликлиники Архангельской области, чего требовали митингующие доктора.
В Росздравнадзоре признали, что поднятые митингующими вопросы остро стоят во многих лечебно-профилактических учреждениях региона. В департаменте здравоохранения Архангельской области с участием Архангельского областного фонда ОМС, департамента здравоохранения и социальной политики мэрии Архангельска и представителей больницы работает согласительная комиссия.
Есть надежда, что в этой больнице заткнут дыры и даже что администрация не расправится с организаторами протеста. Но ведь митинг высветил общие беды нашего здравоохранения.