Не хотите знать, что нам вводят при обследовании? А зря!
PetraSoft
Разрабатывая новое медикаментозное средство, ученые всегда учитывают, что оно может оказывать побочное, то есть нежелательное, действие на организм человека. Конечно, прилагаются все усилия, чтобы уменьшить негативные эффекты лекарств. Больному приходится терпеть их, потому что без лекарства ему не справиться с болезнью, ведь порой речь идет и о жизни.
Есть вещества, не предназначенные для лечения, но без которых невозможно поставить диагноз, а значит, и правильно лечить. Рентгеноскопия позволяет увидеть многое внутри человека, однако сосуды, печень, почки и другие, так называемые паренхиматозные органы при ней не видны. Чтобы увидеть их, надо ввести в них контрастные вещества.
Тогда становится возможным получить представление о конфигурации, объеме, характере внутренней поверхности органов, выявить патологические изменения, вовремя заметить болезнь и предотвратить ее развитие, успешно под визуальным контролем провести операцию,
Но, с другой стороны, насколько безвредны рентгеноконтрастные вещества, особенно для почек, отвечающих за их выведение из организма?
Выступая на конференции, посвященной снижению риска почечных нарушений вследствие применения рентгеноконтрастных средств, член-корреспондент РАМН Николай Шимановский, заведующий кафедрой молекулярной фармакологии и радиобиологии Российского медицинского университета, остановился на вопросах безопасности современных рентгенологических исследований, при которых необходимо использование контрастных веществ. Идеальное контрастное средство должно сочетать высокую диагностическую эффективность и быть безопасным. Установлено, что наиболее эффективным и безопасным является неионное контрастное вещество йопромид с низкой вязкостью, выпускающееся с различными концентрациями йода.
Все это звучит чрезвычайно научно, но имеет самое практическое значение. Например, при исследовании сосудов сердца, необходимом при современном лечении ишемической болезни сердца, вводят до 500 мл контрастного вещества. Это огромная нагрузка на почки, которая может приводить к длительному ухудшению их функции.
Применение препаратов, не отвечающих критериям безопасности, чаще приводит к осложнениям, особенно у пациентов с заболеваниями почек, перенесших операции на почках, больных сахарным диабетом, гипертонической болезнью, подагрой.
Выступавший на той же конференции профессор Понтус Перссон, известный физиолог, редактор лондонского «Журнала физиологии», подчеркнул, что радиологи – не специалисты в нефрологии и профилактика почечных осложнений не является их приоритетной задачей. Поэтому проблема почечных осложнений во многих случаях остается вне поля зрения врача.
Следует также учитывать и специфику отечественного здравоохранения. Профессор Шимановский отметил, что у нас побочные реакции часто и вовсе остаются незамеченными. Вообще же, сказал он, в России есть все современные контрастные средства, но предпочитают использовать не самые безопасные, а самые дешевые.
Показательна ситуация с компьютерной томографией, которая часто проводится на фоне введения контрастного препарата. К этому исследованию, несмотря на насущную необходимость, у нас прибегают гораздо реже, чем за рубежом (в 100 раз реже, чем в Японии). Оплачивать компьютерную томографию в России нередко приходится из своего кармана. Учитывая это, врачи могли бы сообщать пациенту и о том, какие существуют контрастные вещества, – заодно уж лучше заплатить за безопасное. Ведь самому ему и в голову не придет спросить об этом.
Между тем по закону больного обязаны осведомить обо всех подробностях предстоящего исследования. На Западе перед каждым исследованием, перед каждой манипуляцией, не говоря уж об операции, сто раз объяснят больному, что ему собираются делать, и предложат расписаться, что он на это согласен. Называется это – информированное согласие. Положение об информированном согласии есть и в нашем законе. Только кто ж его соблюдает.