Не всем под силу праздничный марафон.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Новый год как любимый праздник – наследие СССР. Он единственный не имел идеологической нагрузки и подсознательно воспринимался как пусть исковерканное, но Рождество. Особенно после того как в 1936 году разрешили ставить дома елки. Но 1 января до 1949 года было рабочим днем, так что особенно не разойдешься. Постепенно первый день Нового года обрастал дополнительными праздниками, причем с двух сторон. К тому же добавились десятидневные каникулы для взрослых. И нынче празднование Нового года продолжается в нашей стране почти месяц – с западного Рождества до Старого Нового года, а у некоторых – даже до Крещения. Так что можно назвать его новогодней страдой. Не так уж редко эта страда превращается в страдания: нелегко безболезненно выдержать месячный пиршественный марафон.
В первые недели января страда и у врачей. После новогодней обжираловки проявляются дремавшие до поры до времени болезни и обостряются хронические. Желудок, печень, почки не справляются с таким количеством обильной и тяжелой пищи, да еще в неурочное время. Число пациентов поликлиник, а то и больниц растет с каждым днем: еще неделю после новогодней ночи доедается все, что было наготовлено, а там, глядишь, и Рождество – все по новой. Особо устойчивым удается доползти до Старого Нового года.
Врачи дают несколько несложных советов, помогающих выдержать праздничный марафон. Самое глупое – голодать в ожидании ночного пира. Надо и позавтракать, и легко пообедать и поужинать часов в шесть вечера. Неплохо также на часок прилечь. Часа за полтора до банкета полезно принять какой-нибудь адсорбент, хотя бы активированный уголь. Нелегкую в эту ночь работу организма можно облегчить, проглотив одну-две таблетки ферментных препаратов с компонентами желчи.
Главная опасность – количество съеденной за один присест пищи. «Лучше перепить, чем переесть», учил, как ни странно, Авиценна (впрочем, это, кажется, было еще до появления в его краях ислама). Кстати, о том, что пить. Конечно, традиционное шампанское, хоть глоток, может позволить себе каждый. А дальше – гипертоникам и сердечникам можно пить красное сухое вино, а вот аллергикам надо его избегать. Для них предпочтительнее водка.
Особенно осторожны должны быть люди, принимающие лекарства. Спиртное усиливает действие многих из них и может вызвать симптомы как при передозировке. Особенно опасно сочетание алкоголя со снотворными, психотропными и сердечно-сосудистыми препаратами. Психиатр профессор Михаил Виноградов призывает не давать таблеткам и выпивке встретиться в желудке. Интервал между приемом лекарства и «принятием на грудь» должен составлять 2–3 часа, причем как до, так и после застолья.
На Руси Новый год стали праздновать 1 января по указу Петра Первого с 1700 года. Царь повелел своим подданным «в знак веселия друг друга поздравляти» и устроил грандиозное «огненное представление» со стрельбой из пушек. Народ не только пировал, но и гулял, зажигал костры на улицах, распевал шуточные песни. Придворные танцевали на новогодних балах.
В советские годы салюты с фейерверками производили только в честь событий с идеологической подкладкой. А народ, зажатый в коммунальных квартирах, где большая семья теснилась в единственной комнате, праздновал Новый год за столом, из-за которого выйти было проблемой. И сидеть в гостях, как правило, поневоле приходилось до утреннего часа, когда начинал работать общественный транспорт. Так и привыкли, и встреча Нового года превратилась в «праздник живота», вернее в бедствие живота.
Несколько лет назад мода на фейерверки вернулась. Пришла, как, впрочем, и при Петре, из Европы. Там 31 декабря празднуют День святого Сильвестра, ну и одновременно Новый год. В отличие от Рождества праздник этот не главный и не традиционно семейный. Часто отмечают его в ресторане, в кафе. За стол садятся часов в девять. Не только едят, но и танцуют. А в полночь все выходят на улицу и запускают фейерверки, что знаменует окончание праздника. Хорошее окончание. Может, и у нас привьется. Тем более впереди десятидневные каникулы.
В связи с финансовым кризисом на эти десять дней многие никуда не смогут поехать. То есть не смогут поехать куда-то далеко. А поехать близко, покататься на лыжах, с детьми на санках, просто погулять по зимнему лесу, по заснеженному парку доступно каждому.