Каждая годовщина аварии на Чернобыльской АЭС заставляет задуматься, можно ли было предотвратить трагедию или хотя бы не допустить гибели тех, кто ринулся на защиту от катастрофы. Пожалуй, чернобыльских пожарных могло бы спасти средство, позволяющее выжить при смертельных дозах радиации. Статья об этом средстве опубликована в журнале Science, и сообщения, в которых она излагалась, появились на лентах едва ли не всех информационных агентств.
Средство это разработано в Онкологическом институте Roswell Park в Буффало группой ученых во главе с профессором Андреем Гудковым. Гудков – выпускник биофака МГУ, начинавший свою научную карьеру в НИИ канцерогенеза Онкологического центра им. Н.Н.Блохина и в начале 90-х уехавший в США.
Существующие методы лечения рака достаточно действенны, однако они разрушают не только злокачественные, но и здоровые клетки и делают пациента больным в результате побочных эффектов. Обычная клетка, когда радиация повреждает ее ДНК, либо самоуничтожается, либо превращается в раковую. Новое средство разработано на основе флагеллина – белка жгутиков бактерий, обитающих в кишечнике человека. Флагеллин способен блокировать самоуничтожение с помощью активации так называемого ядерного фактора каппа-В (NFKB). С помощью флагеллина защитные механизмы клеток выключаются на несколько часов. За это время нормальная клетка не успеет стать раковой. Радиотерапия, которая применяется сегодня, не всегда позволяет уничтожить все раковые клетки, а из тех, что остаются, впоследствии может вырасти новая опухоль. Защитив организм с помощью нового препарата, можно увеличить дозы облучения до уровня, когда удастся уничтожить раковые клетки полностью.
Первые сообщения о создании этого лекарства появились несколько лет назад. Все это время проводились его тщательные доклинические исследования на токсичность, мутагенность, пирогенность, эмбриотоксичность, то есть те свойства, которые могут стать причиной возможных побочных эффектов у больных. Препарат был испытан на мышах и макаках резусах. Дополнительные эксперименты, проведенные учеными, подтвердили, что он не снижает эффективность лучевой терапии злокачественных опухолей. Теперь ожидается разрешение американских надзорных органов на проведение клинических испытаний препарата. Предполагается, что уже летом может начаться тестирование его на здоровых людях.
«Результаты, полученные группой Андрея Гудкова, весьма впечатляют, – сказал корреспонденту «НГ» доктор биологических наук Дмитрий Казанский, руководитель лаборатории механизмов регуляции иммунитета НИИ канцерогенеза. При дозе облучения 10 Грей (1000 Рад) достигнуто стопроцентное выживание животных, получивших инъекцию препарата, при дозе 13 Грей – выживание 90%. Это кажется фантастикой и, конечно, может иметь огромное значение в практике. Побочные эффекты радиационной терапии и многих противоопухолевых препаратов связаны именно с недостаточной избирательностью этих воздействий и гибелью нормальных клеток организма. Первыми страдают быстро делящиеся клетки – эпителий кишечника и предшественники клеток иммунной системы. Гибель кишечного эпителия под воздействием радиации при неработающей иммунной системе является основной причиной смерти больных после облучения. Впервые появилось мощное средство противодействия этим негативным процессам».
Есть новые разработки и в НИИ канцерогенеза РОНЦ. Сотрудники лаборатории механизмов регуляции иммунитета Татьяна Анфалова и Людмила Хромых выделили и охарактеризовали белок, который вызывает эффективное восстановление кроветворения и иммунной системы животных после облучения. Этот белок – циклофилин А – хорошо известен биологам и медикам, но никто не подозревал наличия у него свойств мощного радиопротектора. За эту работу ученые в 2008 году получили премию РОНЦ им. Н.Н.Блохина.
Трудно приходится нашим ученым. Андрей Гудков, сохраняющий связи с коллегами, говорит, что любой эксперимент в биологической науке, если поставить его в России, потребует в 10–100 раз больше усилий, чем в Америке. Так и получается, что лучшие отечественные умы делают открытия за пределами отечества.