Жить долго и счастливо хотело бы большинство людей. Тем не менее у одних, находящихся в хороших, казалось бы, условиях, век короток, другие же без всяких бытовых удобств и даже без медицинской помощи заходят за столетний срок. Если не рассматривать гибель от травм, само собой от алкоголизма и наркотиков, то никакой видимой логики не прослеживается.
Сколько в мире долгожителей, точно неизвестно. Записи о рождении, сделанные сотню с лишним лет назад, не всегда сохраняются в архивах, сведения часто противоречивы и не проверены. Известно, что древних стариков много в разных странах мира, в том числе в России, Китае и Индии, но поскольку их возраст не подтвержден документами, то и в книги рекордов они не попадают.
На Западе существует особая геронтологическая исследовательская группа, которая занимается поиском доказательств возраста. Шарлотта Хьюджес (1877–1993) – рекордсменка по долгожительству Великобритании (116 лет), работала школьной учительницей и вышла замуж в 63 года; муж дожил до 103 лет. Миссис Хьюджес была известной на Британских островах персоной и даже однажды пила чай с Маргарет Тэтчер. В свои 110 лет она совершила полет на «Конкорде» в Нью-Йорк и стала второй (и пока последней) пассажиркой, пустившейся в путь на воздушном лайнере в возрасте 110 лет. Кристиан Мортенсен (1882–1998) к времени своей смерти был самым старым человеком в мире, чей возраст не подвергали сомнениям благодаря записям о его рождении и крещении, сделанным в книге одной из датских баптистских церквей. В 1903 году Мортенсен эмигрировал из Дании в США, был молочником, рабочим на консервной фабрике, фермером, портным, недолгое время был женат и никогда не имел детей. Время от времени мог выкурить сигару. Старик отличался вредным характером. Когда 14 августа 1997 года самым старым человеком в мире признали Мари-Луизу Мейлер из Канады (в ее 116 лет), возмущенный Мортенсен сказал: «Они сделали это, чтобы испортить мой день рождения!» Хотя на самом деле ему 16 августа исполнилось не 116, а 115 лет. Умер бывший датчанин в доме для престарелых в Калифорнии, ему было 115 лет и 252 дня. Лиззи Болден, самая старая на декабрь 2006 года жительница Земли, родилась в августе 1890-го (подтверждено документально) и скончалась 11 декабря 2006 года в возрасте 116 лет и 118 дней. Дочь освобожденных рабов, Лиззи имела семерых детей, двое из которых дожили до ее смерти, 40 внуков, 75 правнуков, 150 праправнуков.
Хотя средняя продолжительность жизни в России небольшая, но долгожителей не меньше, чем в других странах. Художнику Борису Ефимову идет 108-й год. А уж про тех, кому под или за 90, говорить не приходится. И тоже живут долго вне бытовой логики. Каганович прожил 98 лет, Молотов – 96, Ворошилов – 88, Шепилов – 90, Булганин – 80. Те, кто изгонял их и праздновал победу, прожили, наоборот, меньше. Хрущев и Брежнев, например.
Американские ученые опубликовали результаты исследования 300 евреев-ашкенази в возрасте от 70 до 90 лет. Выяснилось, что те из них, кто имел определенный вариант одного из генов, лучше выполняли тесты на проверку памяти и концентрации. Вариант генов, как определили ученые, не дает расти холестериновым бляшкам в кровеносных сосудах. Благодаря гену мозг долго остается ясным, да и сердечные приступы его носителям не страшны.
Советский геронтолог академик Чеботарев, который сам дожил до 96 лет, писал, что срок жизни человека определяется главным образом генетической программой, заложенной до его рождения, и лишь потом внешними факторами, окружающей средой. Человек с программой «короткожителя» при всех стараниях (правильное питание, занятия физкультурой, размеренный образ жизни) все-таки вряд ли сможет продлить отпущенный ему срок больше, чем на 5–10 лет. И наоборот, легкомысленное отношение к своему здоровью со стороны генетически запрограммированного долгожителя не намного укоротит его годы.
Академик Николай Амосов утверждал, что у каждого человека два возраста – один биологический, то есть конкретный для данного индивидуума, а другой календарный, который придуман или изобретен самим человеком для ориентации во времени.
На что, казалось бы, могли рассчитывать люди, проведшие долгие годы в сталинских лагерях? Однако Татьяна Окуневская прожила 88 лет, а писатель Лев Разгон – почти 92.
Одни из долгожителей имели много детей, другие не женились и вовсе не заводили потомства, одни работали всю жизнь, другие не слишком напрягались, некоторые были вегетарианцами, многие всю жизнь ели мясо. К общим чертам можно отнести лишь то, что никто из них не был толстяком, почти у всех в роду были люди, жившие дольше среднего, большинство до 90 лет мало ходили к врачам. И почти никто особо не задумывался об образе жизни и питании. Просто жили.