Безопасен свежий карп только из искусственных водоемов.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Неприятно даже думать, что внутри тебя обитает что-то постороннее. Ладно, бактерии – они даже нужны. И некоторые микробы. Человек, как известно, не стерилен. Но паразиты в цивилизованном обществе – это уже слишком. Однако никуда не денешься. То есть от паразитов. От одних видов удается избавиться – распространяются другие.
В последнее время проблемой мирового масштаба становится описторхоз – тяжелое заболевание, которое вызывают описторхи – биогельминты (если попросту – глисты). Они поражают печень, желчный пузырь, поджелудочную железу, желудочно-кишечный тракт. В 30-е годы ареалом их распространения был преимущественно тобольский Север, сейчас же эти глисты занимают все новые и новые территории, причем уже за пределами России, хотя на долю нашей страны и приходится три четверти заболеваемости.
Причины такой экспансии объясняет главный специалист Госпотребнадзора доцент кафедры паразитологии Российской академии последипломного образования Татьяна Гузеева. Во-первых, это происходит за счет вывоза рыбы из пораженных описторхозом областей. Во-вторых, вследствие миграционных потоков: работы вахтовым методом, а теперь притоком огромного количества людей в Ханты-Мансийский округ, гиперэндемичный по описторхозу. Оттуда выезжают больные в другие регионы, и образуются новые очаги описторхоза. От человека к человеку глисты не передаются, но фекалии больных попадают в воду, где имеются пресноводные моллюски и рыба. Моллюски (промежуточные хозяева) заглатывают яйца паразита, в них происходит развитие и размножение личинок (церкарий), которые выходят в воду. Проникнув через кожу рыб (дополнительные хозяева) в их подкожную клетчатку и мышцы, церкарии превращаются здесь в инцистированные личинки – метацеркарии. В желудках поевших сырой рыбы кошек, собак, свиней, само собой, людей, на стол которых попадает недостаточно обработанная, а то и сырая рыба, капсулы личинок растворяются, и они быстро превращаются во взрослого паразита, а сами животные и человек – в их окончательного хозяина.
В паре хозяин–паразит настоящим хозяином становится паразит, которого организм человека (или животного) вынужден обеспечивать питательными веществами, удалять продукты его жизнедеятельности. Возбудитель описторхоза поражает весь желудочно-кишечный тракт. Паразита обычно находят в желчных ходах, желчном пузыре и протоках поджелудочной железы. Количество паразитов в печени может достигать колоссальных чисел (зарегистрирован случай, когда у больного было обнаружено 38 432 паразита). В организме человека не вырабатывается иммунитета против описторхоза, поэтому возможно неоднократное заражение.
Единичные случаи описторхоза стали встречаться и в Москве. Татьяна Гузеева видит два пути их появления. Первый – люди заразились, купив рыбу в том же Ханты-Мансийске, а заболевание обнаружено уже в Москве. Другой путь – фекалии зараженных попали в плохо очищаемые водоемы, и там все пошло, как уже описано: моллюски – рыба – человек. Если в Москве наблюдаются лишь единичные случаи, то в Курской области уже образовались очаги описторхоза.
Эти глисты внедряются не во всякую рыбу, а только в карповых, к которым относятся, кроме карпа, язь, линь, сазан, лещ, жерех, уклейка, красноперка, плотва, чебак, подуст, усач, верхоплавка и другие. Селедка не представляет в этом отношении опасности. Что касается суши, то это японское блюдо должно готовиться из морской рыбы, через которую описторхоз не передается. Если же в нашей реальности где-то используют речную, то едоки таких суши не гарантированы от описторхоза. Рискуют и любители шашлычка из свежевыловленной рыбки. Да и из свинины тоже: свинку вполне могли кормить и рыбой.
Для защиты от описторхоза необходим строгий контроль на рыбоперерабатывающих предприятиях, где должны быть низкотемпературные камеры – не менее 40 градусов ниже нуля, говорит Татьяна Гузеева. Рыба, которая идет во время путины, должна быть достаточно проморожена и тем самым обеззаражена. Самое опасное – рыба холодного копчения. Если ее коптили свежей, без предварительного промораживания, то личинки глистов сохранились.
Продающуюся в Москве живую рыбу (а главным образом продаются как раз карп и сазан) можно покупать без опасения, успокаивает Татьяна Гузеева. Эта рыба выращена в искусственных водоемах.
Описторхоз – очень тяжелое заболевание. Распространенность его не снижается. Причиной этого, по мнению Татьяны Гузеевой, помимо увеличившихся миграционных потоков, является недостаточное технологическое оборудование рыбообрабатывающих предприятий и плохая очистка водоемов и сточных вод, которые только хлорируют, но не проводят их обработку специальными препаратами, уничтожающими описторха.