Во всех воспоминаниях о Льве Ландау обязательно отмечается, что он работал, лежа на диване. Друзья великого физика любили шутить, что у него голова перевешивает туловище, поэтому он и лежит. А Уинстон Черчилль свое политическое долголетие объяснял тем, что никогда не стоял, если можно было сидеть, и не сидел, если можно было лежать.
Оказывается, эти два великих человека интуитивно выбрали положение, наиболее благоприятное для умственной деятельности.
«Горизонтальное положение действительно влияет на работоспособность мозга, – утверждает нейрофизиолог доктор Даррен Липницкий из Школы физиологии Австралийского национального университета. – Мои опыты показали: лежа люди гораздо легче справляются даже с самыми сложными задачами». По просьбе физиолога 20 добровольцев разгадывали анаграммы – составляли слова из пяти перепутанных букв. И при этом сначала они делали это стоя, а потом – лежа. И оказалось, что, лежа на диване, испытуемые находили решения гораздо быстрее. Причем решения эти, как правило, появлялись в их мозгу внезапно.
Нейрофизиологи установили, что, когда человек размышляет, приняв горизонтальное положение, в его кровь попадает большое количество норадреналина. Этот гормон вырабатывают надпочечники. Он действует как нейромедиатор центральной нервной системы, повышая познавательную способность и внимание. Доктор Липницкий не исключает при этом и влияния комфорта: лежащий человек спокоен, следовательно, у него больше сил для того, чтобы сосредоточиться на решении конкретной задачи.
Именно поэтому психоаналитики просят своих пациентов лечь на кушетку, прежде чем начать беседу. Так проходят все сеансы психоанализа.
Деловые вопросы тоже, как выяснилось, лучше утрясаются, если партнеры по бизнесу полулежат в креслах, а не стоят на фуршете с бокалом вина в руках. Может быть, конечно, беседы в стоячем положении, притом в окружении посторонних людей, не могут вестись достаточно серьезно. Как показывает практика, продуктивность переговоров, проводимых в креслах, увеличивается почти в 10 раз.
Видимо, надо следовать принципу Черчилля. Да и то сказать: умный был человек, плохих советов не давал.