Сейчас в ударном порядке разрабатывается новая концепция развития здравоохранения, ее раздел о государственных гарантиях медицинской помощи поручен Леониду Рошалю.
– Леонид Михайлович, зная вас как борца, хочу спросить: с чем и за что будете бороться?
– Предыдущая концепция развития здравоохранения до 2005 года была принята в 1997 году при премьере Черномырдине. За исключением отдельных моментов очень хорошая концепция. Вплоть до того, что там было сказано, что долю расходов на здравоохранение надо довести до 6–7% ВВП. Но она не была реализована ни по финансированию, ни структурно – сейчас у нас на здравоохранение выделяется лишь 3%. Мы в комиссии по здравоохранению Общественной палаты не один раз обращались в Минздравсоцразвития с вопросом: куда вы ведете здравоохранение, где концепция? Ответа не последовало. Тогда мы сами назначили слушания по этому вопросу на декабрь. Зурабова к этому времени сняли и назначили Голикову. На обсуждение концепции мы пригласили всех бывших министров здравоохранения начиная с Чазова. Готовый проект концепции будет опубликован и предложен общественности для обсуждения.
– А что с гарантиями?
– Что касается гарантий оказания медицинской помощи, то я формулирую очень просто: гарантии должны обеспечить выполнение статьи 41 Конституции, в соответствии с которой каждый гражданин России имеет право получить необходимую ему медицинскую помощь бесплатно. Конституцию ведь не меняли. Мы написали наказ будущему президенту: за четыре года своего президентского срока он должен вывести нашу медицину на мировой уровень. За это время вполне реально перевооружить здравоохранение, довести его финансирование до 6–7% ВВП, решить кадровые вопросы. Вероятно, будет выступать против Минэкономики, которое предлагало не повышение, а снижение процента ВВП на здравоохранение, будет против Министерство финансов. Но меня радует, что Татьяна Голикова, которая, в бытность ее заместителем министра финансов, не видела всех проблем здравоохранения, теперь, кажется, начинает понимать, что ее позиция была неверной и что здравоохранению нужны деньги. Бюджет, конечно, принят на три года, проблем много, но посмотрите на опросы общественного мнения: приоритет у народа – здравоохранение. Бюджет – не священная корова, в него можно внести изменения. Средства нужно находить не только на здравоохранение – на всю социальную сферу. В Европе на социальную сферу выделяют 27,5% ВВП. У нас – в три раза меньше. Надо менять ментальность. Ведь наше государство по Конституции социально направленное.
У нас нет основных законов о здравоохранении: о медицинском страховании, о правах пациентов, о страховании ответственности врача. И в планах работы Госдумы на первую половину 2008 года здравоохранения нет. Надеюсь, что приоритетный нацпроект «Здоровье» – не предвыборный ход. Хотя он тоже проблем здравоохранения решить не может. Приоритетным должно быть все здравоохранение.
– Вы считаете, это хорошо, что министр здравоохранения и соцразвития – экономист?
– С Татьяной Голиковой можно говорить, и чувствуется, она хочет что-то сделать. Важно, что она идет на контакт с гражданским обществом.
– После президентских выборов сменится правительство. Говорят, что в новом кабинете Минздравсоцразвития будет разделено на два министерства – здравоохранения и социального развития.
– Я сторонник возвращения к Министерству здравоохранения и ликвидации пресловутых агентств. Они не улучшили управляемости, ничего положительного не дали. Чиновничий аппарат разросся, а управляемость отраслью была потеряна.
– Вы считаете, что руководить Министерством здравоохранения должен медик?
– В общем, да. А Голикову я вижу как вице-премьера, курирующего социальную сферу и здравоохранение.
– Вернемся к гарантиям медицинской помощи. Какой объем бесплатной медицинской помощи должен быть гарантирован? Ведь одному надо вскрыть нарыв, а другому – произвести операцию на сердце.
– Гарантирован должен быть полный объем, включая операции на сердце. Другое дело – условия. За то, чтобы быть госпитализированным в определенную клинику, в отдельную палату, за особое обслуживание, пациент будет платить сам. Но уровень диагностики и лечения во всех клиниках должен быть одинаковым.
– Пока же у нас сохраняются квоты на высокотехнологичное лечение, в том числе и для детей. В интернете висят портреты несчастных облысевших от химиотерапии малышей, то и дело собирают деньги на операции на сердце. Вам не кажется это позорным для страны?
– Квоты – это не только позор, это фашизм. Никто не посчитал, сколько нужно средств, чтобы оказать помощь всем нуждающимся. Очень может быть, что для государства это вполне по силам. У нас многие годы не проводилась инвентаризация системы здравоохранения. Неизвестно, сколько чего есть.
– Чего конкретно добилась комиссия по здравоохранению Общественной палаты?
– Мы добились официального признания состояния здравоохранения неудовлетворительным, не соответствующим Конституции РФ. Это политическое заявление. Мы поворачиваем руководство страны к проблемам здравоохранения.
– Однако на здравоохранение все равно выделяют только 3% ВВП.
– Будет больше. Говорю вам, будет больше.