Люди, приехавшие подзаработать и вернуться на родину или, если повезет, закрепиться в более сытой России, как и все, болеют, иногда уже приезжают больными. О том, кто и как их лечит и лечат ли их вообще, мы беседуем с главным государственным санитарным врачом РФ Геннадием Онищенко.
– Геннадий Григорьевич, как лечат так называемых гастарбайтеров?
– Из-за неотрегулированности правового статуса многие из иностранных рабочих находятся де-факто на положении рабов. Большинство работают нелегально, не имеют элементарных бытовых условий, медицинского обеспечения, не защищены с точки зрения заработной платы. Год назад мы попытались изменить ситуацию и начали с рынков, где все эти пороки наиболее выражены.
– Потому что рынки связаны с продуктами питания?
– Не только. Там вообще наиболее питательная среда для всяческого криминала. Но вернемся к медицинскому аспекту. Справкам о состоянии здоровья, которые гастарбайтеры привозят из своих стран, мы не особенно доверяем – неизвестно, как и где они получены. Приехавшие на работу должны в течение месяца пройти в России обследование на инфекционные заболевания, обследование, естественно, платное – они ведь не граждане России. Те, кто будет занят в торговле и общественном питании, должны к этому иметь санитарную книжку и проходить ежеквартальное обследование. Сегодня это плохо выполняется. Было бы логично, чтобы организацией обследований занимались работодатели, завозящие рабочую силу. Но этого тоже, к сожалению, нет.
– И что получается?
– Получается вот что. За 11 месяцев 2007 года среди 600 тысяч иностранных граждан, прошедших медицинское освидетельствование, выявлено 1615 ВИЧ-инфицированных, 3058 больных туберкулезом, 7989 больных инфекциями, передающимися половым путем, и 13 999 больных другими инфекционными заболеваниями. Обследованы, следует заметить, далеко не все прибывшие в Россию: ведь большинство их не регистрируется. Квота же в несколько миллионов. Но и с выявленными больными проблемы: например, больного туберкулезом по закону РФ надо сначала подлечить, чтобы он перестал быть заразным, и только после этого можно отправить на родину. Тех, с кем он контактировал, необходимо обследовать. А материальные средства ни на что подобное не предусмотрены.
Вот другая история: вспышка кишечных заболеваний прошедшим летом среди рабочих, занятых на строительстве терминала «Шереметьево-3». Турецкая фирма организовала на территории строительства столовую для рабочих, которая столовой не числилась. Эта фирма, в сущности, отнеслась к рабочим гораздо человечней, чем наши, которые вообще о питании рабочих не заботятся. Но столовая была организована из тех же рабочих, не имевших ни санитарных книжек, ни соответствующих навыков общественного питания. В результате – кишечная инфекция.
Все надо привести в соответствие. Только что я издал постановление «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства», в котором попытался определить, что кому следует делать.
Россия нуждается в пришлых трудовых ресурсах, такова реальность. Гастарбайтер должен быть обеспечен минимальной зарплатой и минимальными условиями для нормального проживания, скажем, пять метров в общежитии. Работодателю это невыгодно, ему проще иметь дело с нелегалами. Конечно, если начальника стройки поймают и оштрафуют на огромную сумму за нелегалов, он в следующий раз будет бояться. Поэтому законодательство как можно скорее требуется изменить.
Нелегальных рабочих необходимо перевести на легальное положение. Раз человек нигде не числится, значит, его как бы нет. Но на самом-то деле он есть. Живет обычно на чердаке или в подвале. И если он заболеет, то к врачу не обратится, и система здравоохранения его никак не отследит. А если у него инфекционное заболевание, брюшной тиф? «Скорая» его не возьмет. Кто его будет лечить, за какие деньги? Страхового полиса ведь у него нет. Опасность грозит всем.
Поэтому главное – вывести иностранных рабочих из юридического небытия.
– А если рабочий нанят легально?
– Тогда совершенно другое дело – есть с кого спросить. Работодатель берет обязательство по обеспечению пакетом минимальной медицинской помощи. Если рабочий заболел, он заинтересован лечить его, чтобы не заразились другие и стройка не остановилась. Медики получают возможность в нормальном режиме проверять объекты строительства, общественного питания и так далее. Дешевая пришлая рабочая сила была всегда: еще в 30-е годы, на строительстве метрополитена, потом набор по лимиту, но уж медицинской помощью и общежитием была обеспечена.
Самое главное – де-факто, а не де-юре определить статус приезжающих на работу, ликвидировать серые схемы. Нелишними были бы компании, занимающиеся набором рабочей силы. Это безобразие, когда человек приезжает, регистрируется и исчезает, пора кончать.