Мудро устроено наше тело. Конечно, оно бренное, но рассчитано все-таки на большой срок жизни. Каждый орган не только выполняет свои функции, но и защищает. Легкие, в частности, по выражению главного терапевта России академика РАМН Александра Чучалина, защищают ежедневно от вдыхания ведра мусора. Но это здоровые легкие. Больные же легкие ни от чего не защищают. Они сами требуют защиты и лечения.
Самое частое поражение органов дыхания в России – хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ), которая составляет 55% в структуре пульмонологических заболеваний, существенно опережая бронхиальную астму и пневмонию. Оbstructio по латыни означает «помеха», «преграда». Нарушается проходимость бронхов, и преграждается свободный доступ воздуха в легкие. Происходит это по разным причинам: из-за производственной пыли и газов, плохой экологической обстановки, но в подавляющем большинстве случаев – из-за курения. Человек сам устраивает обструкцию своему дыханию.
Болезнь развивается медленно: появляются одышка, кашель, уменьшается физическая выносливость, становится трудно подниматься по лестнице, часто возникают инфекции дыхательных путей. Неожиданное чувство нехватки воздуха порождает панику. Главный пульмонолог Москвы профессор Андрей Белевский описывает дальнейшее течение хронической обструктивной болезни легких: одышка нарастает, постепенно становится трудно одеваться, передвигаться по комнате, даже есть. Некоторые больные поэтому отказываются от пищи. Заболевание провоцирует «старение» легких: у 50-летнего человека легкие как у 75-летнего.
Большинство страдальцев долго даже не подозревают, чем больны. Симптомы, особенно на ранних стадиях заболевания, нередко ошибочно расценивают как проявления бронхиальной астмы, постоянный кашель – как возрастные изменения или неизменный спутник курильщика.
Чем раньше поставлен правильный диагноз, тем успешнее лечение, как и при многих заболеваниях. И тут велика роль врачей первичного звена. Они должны владеть навыками опроса больных при жалобах на одышку, кашель и частые простудные заболевания. При этих характерных симптомах ХОБЛ обязательно нужно проводить исследование функции дыхания методом спирометрии. Спирометр на приеме необходим так же, как тонометр.
Российское респираторное общество призывает каждого курильщика проверить свои легкие. Сделать это можно в обычной поликлинике с помощью спирометрии – несложного и безболезненного исследования. При выявлении нарушений необходимо начать лечение. Современные ингаляционные бронхорасширяющие препараты не содержат гормонов и позволяют повернуть болезнь вспять, если она не зашла слишком далеко.
Лучше же всего, чтобы болезнь вовсе не возникла. Для этого нужно в первую очередь, чтобы табачный дым не превращал легкие в пепел. Бросить курить никогда не поздно. Однако не стоит забывать шутку Марка Твена: «Бросить курить очень легко. Лично я бросал уже раз сто». Проще вообще не начинать курить. Но соблазн велик, особенно для юных неокрепших душ. Такая красивая реклама, такие крутые парни щеголяют с сигаретой в одной руке и кольтом в другой.
И невдомек наивным ребятишкам, что эти лихие ковбои скачут только на наших рекламных просторах. В США и Европе место для курения придется искать долго. Из отеля, например, придется вообще выйти наружу, на улицу. Ни в гостиничных номерах, ни в ресторанах и кафе не щелкнешь зажигалкой. И число курильщиков резко сократилось. Запрет курения добрался до британских пабов, что казалось невероятным при британском традиционном уважении частных вкусов и пристрастий. Но примирились, и пабы вопреки опасениям даже не потерпели убытков.
У нас о гибельном воздействии табачного дыма на здоровье вспоминают дважды в год: в День отказа от курения и во Всемирный день борьбы с хронической обструктивной болезнью легких. К сожалению, горячие речи власть имущих слабо подкреплены делами. Рамочная конвенция по ограничению табакокурения, в разработке которой принимала участие и Россия, принятая в 2003 году, подписана уже 192 странами. Россия, до сих пор не присоединившаяся к ней, оказалась в славной компании Зимбабве и Гватемалы. Наши законодатели то и дело намереваются вот-вот присоединиться к Конвенции, но потом намерения незаметно рассасываются. Есть такое определение – отсутствие политической воли. Но, может быть, воля как раз присутствует, только направлена в другую сторону.