Новый министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова первую свою рабочую встречу провела с акушерами-гинекологами федеральных округов и руководителями родовспомогательных учреждений здравоохранения. Начала, так сказать, с начала начал – рождения человека и даже несколько раньше – подготовки к рождению. Обсуждалось, естественно, в каких условиях проходят эти важнейшие в жизни человека процессы: чем располагают службы родовспоможения и в аспекте квалификации персонала, и в аспекте обеспечения соответствующим оборудованием. Имелась в виду прежде всего бесплатная медицинская помощь.
Возможно, по совпадению Росздравнадзор, структура министерства, занимающаяся контролем медицинской деятельности, качества оказания медицинской помощи, а также качества медицинской техники и изделий медицинского назначения, в те же дни обнародовал результаты проверки акушерско-гинекологических учреждений. Большинство проверенных учреждений – государственные. Практически в каждом десятом из них обнаружены грубые нарушения лицензионных требований и условий. Чаще всего это связано с плохой материально-технической базой: оборудование устаревшее, причем не морально (это бы еще куда ни шло, это нам привычно и сплошь и рядом наблюдается в столичных, в том числе и федеральных, учреждениях), а, как написано в отчете, физически. Физически устаревшее оборудование – видимо, то, которое ломается буквально в руках или, что, может быть, еще хуже, показывает неверные данные.
Морально устаревшие категории тоже есть – это сами врачи. Профессиональная подготовка их оставляет желать лучшего, повышения квалификации они не проходят. В отношении кавказских регионов – Чечни, Кабардино-Балкарии – все понятно, там не до медицинского оборудования, а врачи невольно повышают свою квалификацию в оказании неотложной помощи. Но не занимаются повышением квалификации акушеров-гинекологов даже там, где есть собственные медицинские институты, факультеты повышения квалификации и последипломного образования, например в Новосибирске, Краснодаре, Ставрополе. Объяснение простое – никто не заинтересован.
В медицинских документах беременных далеко не везде были результаты анализов на вирусные гепатиты, данные УЗИ, флюорографии и даже определения резус-фактора. И тоже не в кавказских регионах, с которых какой уж спрос, а во вполне спокойных, в том числе в Москве и Московской области.
Акушеров-гинекологов, как ни странно, не хватает, хотя, казалось бы, одна из достаточно «хлебных» медицинских специальностей. Конечно, не в «пафосных», тем более не в официально коммерческих родовспомогательных учреждениях. Но ведь рожают не только там и даже не столько там.
Государственная Дума увеличила с 1 сентября пособия по беременности и родам до 23 тыс. руб. По крайней мере часть этой суммы беременные потратят на то, чтобы рожать в удовлетворительных условиях. Но вот будут ли им обеспечены такие условия?
Росздравнадзор передал результаты своей проверки, содержащие материалы о нарушениях в родильных домах, перинатальных центрах и других учреждениях охраны материнства и детства, администрациям субъектов Российской Федерации, региональным органам управления здравоохранением. Протоколы о выявленных административных нарушениях направлены в суды. Теперь за тем, какие меры будут приняты (и будут ли приняты), следить предстоит какому-то другому надзору. При обилии расплодившихся в связи с административной реформой служб, агентств и непрерывно появляющихся новых бюрократических образований непонятно, кто в конечном итоге должен нести ответственность. И сомнительно, что найдется такой надзор. Известное дело: у семи нянек.