Стареть не хочется.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
С 1990 года по решению ООН 1 октября отмечается как Всемирный день пожилого человека. Сказано: молодость дается всем, старость – избранным. Красиво, конечно. «Избранным», однако, приходится лечиться. И тогда, послушав врачей, впору перефразировать Высоцкого: если старый – сразу в гроб. Вроде лечить бесполезно. При этом наступление пожилого возраста трактуется весьма вольно. Одному полному жизни человеку, повредившему ногу, в весьма престижном медицинском учреждении объяснили, что лечить его, конечно, будут (кроме того, что полный жизни, он был еще и платежеспособный), но ведь ему уже 45 лет, должен сам понимать. Больной не захотел этого понимать и поехал лечиться в Германию, где мнение медиков было обратным: в 45 лет впереди половина жизни, и ноги, как, впрочем, и остальные члены, долго и хорошо будут ему служить.
На что может рассчитывать обычный российский пенсионер? Пожалуй, реально – только на дешевое бесплатное лекарство, рецепт на которое ему выпишут, если он имеет инвалидность. Ради этого пожилые люди и стремятся получить инвалидность. В приемных отделениях больниц старика, доставленного на «скорой», пытаются отправить обратно, убеждая родных, что все равно помочь не смогут, а дома лежать лучше. Увы, проверенный факт. Говорят даже, что существует негласное распоряжение не брать в стационары больных старше 70 лет. Если заплатить, то возьмут. Вопрос цены.
Вот как прокомментировал это профессор Павел Воробьев, заведующий кафедрой гематологии и гериатрии (гериатрия – лечение стариков) Московской медицинской академии.
– Пожилого человека могут положить в больницу бесплатно и даже прооперировать, не взяв деньги за наркоз. Все могут сделать, но обычно это сопровождается унижениями, приходится просить. Нет никаких гласных распоряжений отказывать в госпитализации, негласные тоже трудно себе представить, хотя и нельзя исключить. А вот администрация больницы такие распоряжения делать может, чтобы поправить свои дела. Забывая, что многие старики лучше поддаются лечению, чем молодые. Утрата нравственных ориентиров в обществе не может не сказаться на врачах. Говорят онкологическому больному: «Ты еще жив?» Или: «Зачем на тебя деньги тратить, все равно помрешь». Крайним выражением такого отношения является разрешение эвтаназии. Мы пока стесняемся в общегосударственном масштабе разрешить эвтаназию, но от очень многих врачей и неврачей приходится слышать, что, в общем, этот способ убийства вполне приемлем. А если врач так думает, то почему ему так не действовать? Тем паче что его часть общества поддерживает.
Операции – особая проблема. Людям старше 70 их стараются не делать, отговариваясь тем, что из-за возраста больной хирургического вмешательства не перенесет. Это касается в том числе и операций по замене суставов, которые к старости-то и изнашиваются. На Западе такие операции делают и в 90 лет, исходя из того, что человек в любом возрасте должен иметь возможность вести полноценную жизнь.
– Пожилые люди уже прошли «селекцию» (извините за этот фашистcкий термин) жизнью, отобраны наиболее крепкие, – убежден Павел Воробьев.
Конечно, возраст является фактором риска развития осложнений, но не большим, чем сахарный диабет, тяжелая гипертония или ожирение, пьянство. Но одно дело селекция, осуществленная природой (естественный отбор), другое – врачом. Тогда он становится палачом. И кому еще делать эндопротезирование, как не пожилым с переломом шейки бедра – без протеза они живут около года, с протезом – столько, сколько отпущено.
Принципиальный момент – переход на «заслуженный отдых», часто недобровольный. Вот данные профессора Воробьева: «Выход на пенсию приводит к развитию у 50% людей гипертонии, инфаркта и инсульта в течение ближайшего года, сокращает продолжительность жизни на несколько лет. Выход на пенсию – это потеря многолетних стереотипов, потеря социальной значимости. Не все переживают этот стресс. Но одно дело, когда человек не может работать, сам осознает это, получает инвалидность, другое – когда он полон сил, а его фактически выгоняют, выкидывают из общества. Сейчас, когда тяжелый физический труд в основном сменился умственным или нетяжелым физическим, пенсионный возраст нужно переносить. Работающий до 65–70 лет человек гораздо здоровее, чем ушедший «вовремя» на пенсию. Не случайно во всем цивилизованном мире пенсионный возраст уже и не 65, а 67 лет, даже страны СНГ перенесли пенсионный возраст. Кроме того, в нашей стране дефицит кадров, работает около 20 млн. мигрантов. Работать некому, а мы гоним еще молодых людей (55 лет, сколько еще впереди!) в бездельники. И еще: если передвинуть пенсионный возраст, размер пенсии вырастет сразу в 2–3 раза. Кстати, чиновники тихо передвинули свой пенсионный возраст на 65 лет – приняли такой закон о Госслужбе. А остальным дурят голову, отстаивая якобы «интересы народа». В чем эти интересы – чтобы болели больше и умирали раньше?»
Постарение населения – процесс, который идет во всех странах. Может быть, это компенсация за сокращение деторождения. Что, в свою очередь, необходимо, чтобы избежать перенаселения на Земле. Природа явно указывает на неизбежность изменения в соотношении возрастных страт. Задача человека – понять ее недвусмысленные знаки. n