С немолодыми пациентами врач, случается, разговаривает достаточно безжалостно. И если такой пациент жалуется на постоянную усталость, ему могут попросту объяснить, что это он устал от жизни. Между тем усталость, слабость и анемия могут быть симптомами миелодиспластического синдрома, заболевания, при котором нарушена функция костного мозга и которое может со временем трансформироваться в острый лейкоз. Синдром этот чаще всего развивается у людей старше 60 лет, но, как и многие другие болезни, в последние годы «молодеет».
Профессор Валерий Савченко, директор НИИ трансплантации костного мозга и молекулярной гематологии, называет миелодиспластический синдром «тлеющим лейкозом». Задача медицины – не допустить, чтобы он развился в лейкоз. Но для этого его прежде всего надо выявить. Тут-то и возникает главная трудность. Мало того, что к врачам российский человек привык обращаться, когда уже терпеть невозможно, так еще и не каждый врач может диагностировать миелодиспластический синдром. Обычно его обнаруживают случайно, когда в больнице, чтобы уточнить, что с пациентом, отправляют кровь на дополнительные исследования. Сколько таких больных в России, неизвестно. Валерий Савченко, основываясь на американских данных о распространенности синдрома, считает, что от 25 до 30 тыс. человек.
Единственный способ вылечить лейкоз – успешная пересадка костного мозга. В развитых странах существует регистр добровольных доноров костного мозга. В России люди добровольно не сдают костный мозг, и путем международных контактов для российских больных подбирают донора (уже прошедших специальные исследования добровольных доноров в США 4 млн., в Европе тоже 4 млн.), костный мозг которого имеет шансы не быть отторгнутым организмом больного. Но для того, чтобы найти подходящего донора, необходимо переслать за границу для исследования образцы крови больного. Процедура сложная, а теперь, после запрета Федеральной таможенной службы вывозить из России за границу биоматериалы, возникла угроза, что она вообще станет невозможной. К тому же людям старше 60 лет такая операция противопоказана.
Миелодиспластический синдром обычно лечат переливаниями крови, чтобы восполнить ее плохо функционирующие компоненты, снять ощущение постоянной усталости. Применяют также химиотерапию в высоких дозах, но до сих пор она была малоэффективна. Все это методы, как говорят гематологи, сопроводительной терапии. Совсем недавно стало развиваться новое перспективное направление, которое позволяет помочь больным любого возраста, – использование вещества децитабина, аналога одного из природных нуклеозидов, который встраивается непосредственно в клеточную ДНК. Децитабин не изменяет геном человека, но подавляет патологический клон клеток, который обусловливает развитие болезни. Пациент избавляется от мучительных постоянных переливаний крови, может вести привычный образ жизни, перестает быть обузой для родных.
Все эти вопросы обсуждались на только что закончившейся в Москве международной конференции, посвященной диагностике и лечению миелодиспластического синдрома. «Гематология – область медицины, которую невозможно развивать без сотрудничества ученых разных стран», – подчеркивает профессор Валерий Савченко. Россия только-только начала интегрироваться в мировое сообщество в рамках изучения новых эффективных средств лечения, и, если этот процесс будет оборван, российских больных ждут самые негативные последствия».