Ядовитая красота. Так выглядит вирус гепатита В под электронным микроскопом.
Фото предоставлено Европейской ассоциацией по изучению печени
Болезнь эта подкрадывается, как тать в нощи, как хищник на мягких лапах. Ее долго не видно и не слышно. Ну, слабость, небольшая температура, спать хочется. Нельзя же каждый раз впадать в панику по таким поводам. Потом как будто все проходит. Но на самом-то деле не проходит. Недуг потихоньку развивается и, наконец, как хищный зверь, вгрызается в печень.
Называется он гепатитом В или С, что означает воспаление печени (греч. hepar – печень). Вирусов, вызывающих воспаление печени, открыто уже шесть, и о двух из них – В и С – не случайно говорят как о «тихих убийцах». Последствия гепатитов В и С – цирроз и рак печени у каждого четвертого с гепатитом В и каждого пятого с гепатитом С. Примечательно, что в России гепатит переходит чаще не в рак, а в цирроз: течение процесса ускоряет алкоголь, и до рака печени больной просто не доживает.
На 42-й конференции Европейской ассоциации по изучению печени, проходившей в апреле в Барселоне, особое внимание было уделено гепатиту В, который давно признан глобальной проблемой здравоохранения. Это одно из наиболее распространенных в мире инфекционных заболеваний. Гепатитом В инфицировано в мире 2 млрд. человек. В России зарегистрировано 7–7,5 млн. инфицированных. Но данные эти далеко не полны. Ведь вирус выявляют только у тех, кто проходит обследование: у доноров, у беременных. Даже когда его случайно обнаруживают в поликлинике, дело на том и кончается: врач не посылает пациента на более тщательное тестирование.
У вируса гепатита В очень много общего с ВИЧ: он также передается через кровь, от матери к новорожденному и при половом контакте. И если половым путем ВИЧ заражаются не всегда, то гепатитом В – в 100% случаев. Но есть и принципиальные позитивные отличия: во-первых, существует вакцина против гепатита В, во-вторых, лекарства, принимая которые больной перестает быть заразным и, если дело не дошло до рака или цирроза печени, может жить, сколько ему отпущено Богом или природой.
Группы риска по гепатиту В начали в России прививать несколько лет назад, вакцинация сейчас включена в Национальный календарь прививок. Прививают новорожденных, подростков 13–14 лет, с этого года начнут прививать людей 18–35 лет. Сложность в том, что вакцина действует только пять лет, затем необходимо прививаться вновь, и помнить об этом следует самому пациенту.
Вакцинация дает надежду вообще избавиться от гепатита В. Но произойдет это не раньше, чем через сто лет. Утешительно, конечно, но живем ведь сегодня. Так что нелишне не ждать милостей от государства, а проявить инициативу и сделать прививку самостоятельно.
Пакостность в том, что никто не знает, инфицирован ли он злодейским вирусом, невероятно живучим (сохраняется в течение 60 лет). Есть смысл, особенно тем, кто перенес операции, кому переливали кровь, кто занимается незащищенным сексом со случайными партнерами, экспериментировал с наркотиками, провериться в хорошей лаборатории. И если найдут вирус, обратиться за помощью к квалифицированному специалисту – инфекционисту, гастроэнтерологу, пока гепатит не зашел слишком далеко.
Вылечиться окончательно пока не получается, но большинство людей живут с помощью лекарств с неизлечимыми заболеваниями, например с гипертонией, сахарным диабетом. Лекарства от гепатита В появились всего лет пять назад. Они помогали, но имели серьезный недостаток: вирус к ним привыкал, и они переставали действовать. На Барселонской конференции Европейской ассоциации по изучению печени говорили, что уже создано эффективное средство, к которому не развивается привыкание и которое, будем надеяться, появится и в России. На завершающей стадии клинических испытаний находится еще несколько мощных препаратов.
Как ни крути, забота утопающих – дело рук самих утопающих. Медики шутят, что у нас люди больше интересуются политикой, чем собственными анализами мочи. Конечно, в этом тоже российская особость, но такая особость может плохо кончиться.
Барселона–Москва