России не удалось избежать опасности, о которой предупреждали. Эпидемия ВИЧ, начинавшаяся в ограниченных группах – у гомосексуалистов, наркоманов, – распространилась на другие слои общества. Группой риска стало все сексуально активное население, в первую очередь молодежь. Среди ВИЧ-инфицированных растет количество женщин, в некоторых регионах их до 70%. Часто это социально сохранные женщины. Кто-то заразился половым путем, кто-то в юности попробовал наркотики. Узнают они о своем диагнозе преимущественно в женской консультации, когда обращаются туда по поводу беременности. Число ВИЧ-инфицированных беременных все увеличивается. Раньше каждый четвертый ребенок рождался с ВИЧ, сейчас при правильной перинатальной профилактике вирус плоду не передается. Инфицированная женщина имеет такое же право на ребенка, как и любая другая.
Профессор Евгений Воронин, главный врач Научно-практического центра помощи беременным женщинам и детям с ВИЧ-инфекцией в Санкт-Петербурге, говорит, что современная терапия снижает риск передачи инфекции от матери ребенку до 1–2%. В санкт-петербургском центре недавно проходили предродовую профилактику пять женщин, которые в конце 80-х были заражены ВИЧ в детской больнице в Элисте, находились в стадии СПИДа. Все родили здоровых младенцев.
Решится ли инфицированная женщина рожать или предпочтет сделать аборт, во многом зависит от позиции, которой придерживается руководитель местного СПИД-центра. Одним из лучших таких учреждений был центр в Калининграде. Для его организатора и главы Татьяны Никитиной приоритетом были беременные и дети. Недавно центр СПИДа присоединили к инфекционной больнице. По мнению профессора Воронина, такие слияния недопустимы. Одно из главных направлений деятельности центров СПИДа – профилактика ВИЧ, работа с молодежью, со школами, работа с наркоманами, с людьми, вовлеченными в секс-бизнес. Клиницисты-инфекционисты этим не могут и не должны заниматься.
В последнее время очень изменился социальный состав беременных. Раньше это были преимущественно наркоманки, и каждая пятая оставляла ребенка в родильном доме. Точно таким же был процент брошенных детей и у наркоманок, не инфицированных ВИЧ. Сейчас процент «отказных» детей снизился до 5–7, – говорит профессор Воронин. Большинство беременных не относятся к группам риска, заразились половым путем. Они переживают двойную трагедию: во-первых, узнают, что у них ВИЧ, во-вторых, испытывают страх, что ВИЧ будет и у ребенка. Такие женщины добросовестно лечатся, и дети у них, как правило, рождаются здоровыми.
Ни сами эти женщины, ни тем более их дети не представляют никакой опасности для окружающих. Скорее окружающие представляют для них опасность – своей предвзятостью, своим негативным отношением. Заблуждение думать: ВИЧ – это у других, у плохих. Нет, ВИЧ – у таких же, как и мы. Каждый из нас может оказаться на этом месте.
Санкт-Петербург – Москва