Отравители XVI века сегодня кажутся дилетантами.
Джорджоне. Портрет Чезаре Борджиа
Страшная смерть Александра Литвиненко заставила содрогнуться людей, далеких от политикиация может быть применена против каждого, кто оказался поперек пути, и тем более – использована с целью массового террора. Против ядов есть противоядия, но как защититься от облучения?
В статье, опубликованной недавно в «Уолл-стрит Джорнал», сообщается, что после гибели Литвиненко Национальный институт аллергии и инфекционных заболеваний в Бетезде (штат Мериленд) заинтересовался лекарствами, используемыми при раке, которые, возможно, смогут служить противоядием от полония-210 и подобных веществ. Интерес к ним проявил и Пентагон. Речь идет о трех таких средствах. Одно из них, Proteсtan, разработано нашим соотечественником Андреем Гудковым, ныне возглавляющим научный отдел Cleveland Biolabs Inc., для онкологических больных. Андрей Гудков говорит, что его начали осаждать вопросами, как только мировые СМИ стали писать о Литвиненко. По словам ученого, Protectan предотвращает саморазрушение клеток, давая им время на ликвидацию ущерба. Препарат защищает при гамма-излучении, будет ли он эффективен против полония-210, излучающего другой вид энергии – альфа-частицы, можно заключить только после испытаний на приматах. Гамма-лучи проникают сквозь твердые объекты, тогда как альфа-частицы перемещаются лишь на небольшое расстояние, не проникают сквозь кожу и могут причинить вред, только если их проглотить или вдохнуть. В организме альфа-частицы бомбардируют органы и проделывают в них отверстия.
Мы попросили рассказать, насколько реальна перспектива создания средства, профилактически защищающего от облучения, и средства, помогающего хотя бы минимизировать последствия облучения, в частности полонием, доктора биологических наук Дмитрия Казанского, руководителя лаборатории механизмов регуляции иммунитета НИИ канцерогенеза Онкоцентра.
– Работы по созданию таких препаратов ведутся давно. Особенность радиации в том, что она действует мгновенно, и диапазон доз, в которых она была бы совсем безопасной, отсутствует. Большие дозы радиации способны вызвать мгновенную гибель, средние приводят к лучевой болезни различной степени тяжести – в организме в первую очередь погибают быстро делящиеся клетки кроветворной и иммунной систем, а также эпителий кишечника. Массивная гибель этих клеток представляет собой естественную реакцию на нарушения структуры их ДНК после облучения. Для избавления от функционально неполноценных облученных клеток, способных стать источником злокачественных опухолей, включается механизм их самоубийства. Если таких поврежденных клеток слишком много, то до образования опухолей дело не доходит – отсутствие эпителия кишечника при неработающей иммунной системе приводит организм к быстрой гибели от кишечных инфекций. Малые дозы радиации в основном приводят к увеличению частоты мутаций, росту риска онкологических заболеваний и увеличению частоты наследственных аномалий.
Для ослабления разрушительных последствий облучения разработан ряд препаратов, получивших название радиопротекторов. Одни из них препятствуют развитию реакций с участием свободных радикалов, другие способствуют выведению радиоактивных веществ из организма, третьи стимулируют восстановление кроветворной и иммунной систем после облучения. Главным свойством эффективного радиопротектора должна быть способность «гасить» разрушительные цепные реакции, вызванные свободными радикалами. Ни один из описанных в «Уолл-стрит джорнал» препаратов делать это не в состоянии. Это способны делать антиоксиданты, к числу которых относятся сероорганические соединения, а также широко известный витамин Е. Большой интерес представляет собой препарат Protectan, разработанный Андреем Гудковым и сотрудниками. Они занимались исследованием механизмов и поиском препаратов, позволяющих защитить нормальные клетки организма от токсического действия противоопухолевых средств. Результаты работы открыли неожиданную новую сферу применения. Оказалось, что микрограммовые дозы препарата «выключают» механизм апоптоза – самоубийства облученных клеток, что может иметь чрезвычайно важное значение для сохранения жизни больным на ранних стадиях лучевой болезни.
Высокие дозы гидрокортизона способны вызвать в клетках тимуса эффект, сходный с эффектом радиационного поражения – вызвать самоубийство подавляющего числа клеток. Вместе с тем после воздействия таких доз небольшая часть клеток остается живой и обладает удивительными свойствами. Как показали исследования Т.В.Анфаловой, работающей в нашей лаборатории в РОНЦ им. Н.Н.Блохина, эти клетки активно делятся и продуцируют белок, обладающий свойствами эффективного радиопротектора. Введение этого белка летально облученным животным существенно продлевает продолжительность их жизни, стимулируя восстановление у них процессов кроветворения и иммунитета.
Риск возможного поражения радиацией далеко не ограничивается полонием-210 и включает почти всю таблицу Менделеева. Химические свойства радиоактивных изотопов часто делают невозможным их эффективное выведение из организма, а применение многих радиопротекторов зачастую эффективно лишь в первые минуты и часы после воздействия радиации. По этой причине не стоит слишком уповать на новые радиопротекторы. Панацеи в этой области не появится. А современные технологии при нынешнем моральном состоянии общества опасны, как спички в руках дикаря.