Трагические происшествия сразу в трех психоневрологических учреждениях – в Москве, Тверской и Кемеровской областях – обнажили неприглядную реальность сегодняшнего российского здравоохранения.
Особенно страшен по последствиям пожар в Московском наркодиспансере, где в женском отделении погибли две медсестры и 43 пациентки, большинство из них – ВИЧ-инфицированные. Их лишили возможности спастись из охваченного огнем и дымом помещения запертые двери и решетки на окнах. Обитатели этого, с позволения сказать, лечебного заведения не совершили никакого преступления (хотя и самых страшных преступников не сжигают заживо). Объясняют, что решетки на окнах и запоры на дверях необходимы, так как заведение все-таки психиатрическое. Но металлические двери и окна оказались заперты намертво, а ключи свалены в одну кучу. Здание диспансера давно находилось в пожароопасном состоянии. Еще в марте МЧС, чтобы приостановить его деятельность, направило в суд соответствующие материалы. Суд ограничился предупреждением.
Теперь, разумеется, ищут виновных в трагедии. Московский прокурор придерживается версии о поджоге. Подтвердил ее и начальник Управления госпожарнадзора МЧС России Юрий Ненашев. Ну да, раз наркоманки, да еще ВИЧ-инфицированные, то чего от них ждать. Рассказывают, что поджог совершила наркоманка, требовавшая и не получившая наркотик. Называется, отомстила: сожгла саму себя. Непонятно, правда, кто изложил этот триллер, если все погибли.
Все время подчеркивается: большинство пациенток были ВИЧ-инфицированные. Это что же значит – туда им и дорога? На нежелательное соседство с ВИЧ-инфицированными сетовали и спасшиеся больные наркодиспансера. Видимо, медики им не объяснили, что от простого соседства в палате или за столом заразиться ВИЧ нельзя. А может, и сами медики пребывали в таком же заблуждении.
«Условия содержания больных наркоманией в России напоминают скорее тюрьмы, чем больницы, – заявил Виталий Джума, исполнительный директор Всероссийской сети снижения вреда от наркотиков, объединяющей специалистов, занимающихся проблемами потребителей наркотиков по всей России. – Клетки, решетки, персонал, равнодушный к жизни своих пациентов, – именно это стало причиной трагедии. Но это проблема не отдельной больницы, а всей системы».