Более высокие, более здоровые, более умные – так мы изменились за сто лет, пишет Джина Колата в газете Repubblika, приводя данные Роберта Фогеля из Чикагского университета.
Сведения о 5000 ветеранов армии, принадлежавших к первому поколению, достигшему 65-летнего возраста в ХХ веке, сопоставлялись с данными о людях, родившихся позднее. К 60 годам страдали от сердечно-сосудистых заболеваний 80% ветеранов, сейчас – 50%, заболеваниями спины в 65 лет 55% , сегодня – 35%. За последние 100 лет, – объясняет ученый, в промышленном мире человеческие существа пережили своего рода уникальную эволюцию. При той же генетике люди стали выше ростом и живут гораздо дольше. Медики научились бороться с инфекциями, но и сердечно-сосудистые, легочные заболевания, болезни суставов тоже появляются в среднем на 10–15 лет позже, чем в прошлом. Меньше болеют и пожилые люди. Конечно, во многом это заслуга медицины. Но не только. Дело в том, что человеческий организм стал более крепким. Мозг также прогрессирует. Старческое слабоумие в преклонном возрасте наблюдается все реже.
Аналогичные показатели получены при масштабных детальных исследованиях в Финляндии, Великобритании, Франции, Швеции и Нидерландах.
В 1900 году лишь 13% людей, достигших 65 лет, имели шансы дожить до 85 лет, теперь – около половины. Кроме того, люди изменились и в физическом плане: американские мужчины, например, почти на 10 см выше своих предков, живших 100 лет назад, и на 25 кг тяжелее.
Трудно отрицать, что главная заслуга в увеличении средней продолжительности жизни принадлежит медицине. Ликвидированы массовые инфекции, эпидемии которых буквально косили людей. При хорошем здравоохранении предупреждаются сосудистые катастрофы. Научились лечить некоторые виды рака, в частности, ряд опухолевых заболеваний крови, рак груди, рак предстательной железы.Правда, для успешного лечения необходимо два очень существенных условия: раннее обнаружение болезни и наличие квалифицированных врачей, применяющих современные методы и новейшие лекарства. Стоит вес это недешево.
В России подобные сравнительные исследования не проводились. Но многое заметно и без исследований, так сказать, на бытовом уровне. Полвека назад рост 160 см считался для женщин средним (Венера Милосская, к слову, – 163 см). Девушку в 170 см дразнили: «Тетя, достань воробушка». Сейчас это средний рост. А модели и вовсе ростом 180 см. Да и мужчины под 190 см, а то и двухметровые не редкость.
Конечно, средний возраст у нас, увы, далеко отстает от европейского и американского, тем более японского. У мужчин даже до пенсионного недотягивает. Но это средний возраст. Потому что треть умирают до 40–45 и от предотвратимых причин. А те, кто сумел эти причины предотвратить и перевалил за 60, живут себе и живут. И 80-летних все больше.
Если же деньги, выделяемые нынче из бюджета на здравоохранение, будут потрачены именно на это и притом разумно, то, глядишь, и приблизимся к развитым странам по самым, в сущности, главным показателям – здоровью и продолжительности жизни.